Роботы уже стоят у порога, и пришли они не за Джоном Коннором, а за тобой.
Хронологию подготовки к войне за водительское кресло составил Никита Васильев.
Пока Терминатор подчинил себе одну лишь Калифорнию, настоящие роботы распространили власть по всему миру. Под предлогом избавления нас, водителей, от лишнего труда они готовятся раз и навсегда свергнуть человека с водительского кресла. Все началось с автоматической коробки передач.
Парковка без рук
Когда-то
парктроник предупреждал об опасности робким мышиным писком. Сегодня он
превратился во властную, хладнокровную систему. Спасибо за это стоит
сказать Volkswagen. Дебютировавшая на модели Touran система работает
так. Ты едешь мимо припаркованных на обочине машин и сообщаешь
компьютеру, где именно хочешь встать. Это все, что разрешается
человеку. Дальше автомобиль сам сверяется с датчиками и решает, куда
можно заруливать, а куда — нет. Если места достаточно и добро получено,
остается только отпустить руль и машина сделает все сама — вывернет на
нужный угол баранку, сдаст назад и продвинется вперед. В несколько
заходов автомобиль будет припаркован.
Lexus пошел еще дальше,
добавив к этой системе монитор с видеокамерой. Несчастный водитель
может в реальном времени следить за тем, как робот наслаждается
маневренностью его машины. На очереди Nissan, уже презентовавший на
концепт-каре свою систему парковки. Датчики и камеры стоят по всему
периметру машины, что позволяет видеть картину сверху. Нас пытаются
уверить, что такой угол зрения решит проблему мертвых зон и не
заметить тележку у супермаркета или, не дай бог, ребенка с детской
площадки будет невозможно. На самом деле это лишь отговорки, чтобы
лишить человека права смотреть по сторонам и самому выбирать себе место
в жизни и на парковке.
Нерусские горки
Любителей
горных восхождений тоже притеснили. Якобы раньше водители внедорожников
часто переворачивали машины, невпопад нажимая на тормоз при спуске.
Теперь права на эту небольшую шалость нет.
Land Rover, Toyota,
Nissan, Mitsubishi и Jeep больше не доверяют нам, и все лавры за
красивые спуски с гор достаются электронике. Практически на всех
внедорожниках система действует одинаково. Перед спуском ты нажимаешь
на кнопку и убираешь ногу с педали тормоза. Автомобиль под собственным
весом катится вперед, притормаживая то одним, то другим колесом ровно
настолько, чтобы не покатиться кубарем или не закопаться в песок. И это
не предел — новый Land Cruiser 200 способен и на гору залезть сам.
Гордое слово “водитель” в этой машине можно заменить унизительным
термином “рулитель”, ведь все, что требуется от человека — только
крутить рулем и головой, чтобы выбрать оптимальную траекторию.
Горки
в городе тоже захвачены роботами. Они пользуются тем, что начинающие
водители очень боятся откатиться назад на подъеме. Покупателям Mondeo и
Passat предлагается система Start&Stop: она удерживает тормозные
колодки прижатыми лишнюю секунду, пока будет включена первая передача и
выжат газ.
Им видно все
Ночью
люди, как известно, почти ничего не видят — этот аргумент тоже
используют роботы, отнимая у нас радость от вождения в самое
романтичное время суток.
Первый серьезный гвоздь в крышку гроба с
водителем-человеком вбил круиз-контроль. Казалось бы, что может быть
безобиднее этой функции? Нажимаешь на “On” и “Set”, и в твоей жизни
одним делом становится меньше — на газ больше давить не надо, знай себе
крути руль в поворотах. Но в Cadillac, Volvo, VW, Mercedes и BMW пошли
значительно дальше примитивного кирпича на педали газа.
В топовых
моделях теперь есть радар, который следит за машинами, едущими впереди.
Если они останавливаются, твой автомобиль тоже синхронно
притормаживает, удерживая дистанцию. Как только путь будет свободен,
машина сама набирает скорость. Скукота! Ни тебе сюрпризов, ни
адреналина — все эмоции отнял робот. Только в экстренных ситуациях
электроника обратится за помощью к водителю. Но скоро и эту роль
“кризисного менеджера” у нас отнимут.
Уже сегодня BMW и Mercedes
оснастили свои модели камерами ночного видения. Они позволяют ехать с
включенным круизом даже ночью, не опасаясь сбить оленя или не заметить
неосвещенный автомобиль на обочине. Видеоизображение выводится либо на
монитор iDrive в случае BMW, либо появляется на месте электронного
спидометра у Mercedes.
Чтобы подчеркнуть глупость человека, любое
препятствие подсвечивается белым на экране. Но этого роботам мало — они
нашли способ еще сильнее унизить водителя.
Компания Siemens
разработала технологию распознавания дорожных знаков. При включенной
системе, которая получила название pro.pilot, автомобиль будет сам
притормаживать перед знаками “Stop” и “Уступи дорогу”, соблюдать
скоростной режим, а также сообщать о превышениях скорости и
проигнорированных сигналах светофора. Слава богу, сообщать о нарушениях
он будет водителю, хотя не ровен час настучит и в ближайшее отделение
полиции. BMW и Mercedes через несколько лет обещают пустить эту систему
в свои серийные машины.
Впрочем, уже сегодня автомобили начали
учить нас водить. Новаторы тут французы, одними из первых внедрившие
специальные датчики в бамперы своих Citroen и Peugeot. Если машина
пересекает линию разметки без предварительно включенного поворотника, в
салоне раздается предупреждающий сигнал, а кресло начинает вибрировать
с той стороны, с которой была пересечена разметка. Говорят, это нужно,
чтобы разбудить водителя, если тот уснул. А как тут не уснуть, если все
делают за тебя?!
Дунул — и за руль!
Гуманисты
в Volvo и Saab разработали систему, которая не позволит подвыпившему
водителю запустить двигатель. Дело в том, что, перед тем как повернуть
ключ, ему придется в него дунуть. Если ключ почувствует пары алкоголя
выше установленной нормы, автомобиль просто не поедет. Конечно, можно
обмануть глупый предмет, подсунув его трезвому прохожему, но шведы как
раз и рассчитывают на то, что трезвый сможет урезонить дебошира и
отправит его дальше пешком. У себя на родине Alcoguard доступен в
качестве опции в Volvo S80, V70 и XC70 начиная с 2008 года. Что
касается Saab, то они пока озвучили лишь цену — около $250 за
устройство, однако, когда оно появится в продаже, пока непонятно.
У
японцев другой подход к пьяным за рулем. Дуть в трубочку они не
предлагают. Но за водителем постоянно следит камера, и если компьютер
замечает, что “рулевой” пьян или засыпает, тут же раздастся резкий
звуковой сигнал, который должен заставить проснуться или затормозить у
обочины, если, конечно, перепуганный до смерти водитель не влетит во
встречную фуру.
Водитель — исчезающая профессия
Теперь
ты понимаешь, к чему все идет? Если объединить описанные системы в
одну, получится, что человек вообще не нужен. Силиконовые мозги сами
выберут идеальный маршрут движения по GPS, а нужную скорость и правила
прохождения дорожных развязок подберут согласно датчикам. Ни движение в
ночное время, ни парковка их не смутят. Живое воплощение врага уже
существует — это Volkswagen Golf 53+1. Именно этот номер был у почти
живого “Жука” по имени “Херби” из одноименных фильмов.
Golf 53+1
внешне неотличим от Golf GTI, только под капотом лазерный датчик и
видеокамеры, которые позволяют ему точно знать, где он едет и как
избежать столкновения с препятствиями. Пока этот автомобиль может лишь
в точности повторить маршрут, который он “увидит” под руководством
водителя. Зато повторяет без ошибок, корректируя его по визуальным
датчикам и GPS. На испытаниях в Зальцбурге он сбил лишь один конус на
извилистой змейке.
Вторым автомобилем, способным ездить без
водителя, стала экспериментальная третья серия BMW, которая недавно
засветилась в английском Top Gear. Она лихо проехала по гоночному
треку, не допустив ни одной ошибки. Кларксону за рулем оставалось лишь
следить за уровнем топлива.
Пропаганда новых технологий идет не
только на английском телевидении. В Америке уже не первый год проходит
DARPA Grand Challenge, в котором принимают участие машины-роботы. Они
без помощи человека должны проехать 100 км за 6 часов, причем на пути
есть участки как пересеченной местности, так и маленькие городки,
специально построенные для соревнований. В прошлом году победителем
стала команда ученых университета Карнеги. А второе место занял
Volkswagen Passat.
Источник: MEN'S HEALTH