Около года назад ряд иностранных автомобильных банков начали работу на российском рынке автокредитования: "Тойота Банк", "Даймлер Крайслер Банк Рус" (
теперь "Мерседес-Бенц Банк Рус"), GM Finance, Nissan Finance, Renault Credit, в ближайшее время к ним присоединятся еще два банка: BMW Bank и PSA Finance (Peugeot Citroen). Тогда российские банкиры забеспокоились, а автовладельцы обрадовались: ведь чем больше конкуренция, тем дешевле должны быть кредиты. Однако несмотря на то, что процентные ставки у иностранных автомобильных банков в среднем ниже, чем у универсальных банков, общего снижения ставок по кредитам не будет.
Сегодня процентная ставка по автокредиту колеблется от 10 до 18% годовых. "Иностранцы" заявляют ставку в среднем чуть ниже по рынку: от 9% (в долларах) и 10-11% (в рублях) – о радикальной разнице здесь говорить не стоит. Эфективные же ставки (то есть, со всеми комиссиями, страховкой и прочими сборами) достигают всех 28%. Несмотря на недавнее требование Центробанка банкирам указывать в рекламе реальные, эффективные ставки, пока немногие банки на это отваживаются. А ведь при подборе кредита потребитель часто смотрит именно на кредитную ставку и, зачастую, на визуальном уровне принимает решение обратиться в тот или иной банк.
Появление иностранных игроков не испугало российских банкиров, а снижение ставок не произошло. "Напротив, большинство российских финансовых институтов повысили ставки в связи с удорожанием для них финансовых ресурсов, а зачастую и повысили требования к потенциальным заемщика, - отметили в "БМВ Банк", который уже получил лицензию и вот-вот начнет работу в России. - Некоторые игроки значительно сократили свое присутствие на данном рынке или даже полностью прекратили выдачу автокредитов". В "Тойота Банк" также заметили, что в связи с удорожанием ресурсов в последнее время снижение ставок несколько приостановилось. "Многие банки начали поднимать ставки, особенно это коснулось рублевых кредитов", - констатирует президент "Тойота Банк" Олаф Найтцш.
Особенности международного фондирования "аукнулись" и на ставке рефинансирования ЦБ: 10 июня она выросла с 10, 5% до 10, 75%, на что немедленно отреагировали некоторые банки повышением ставок на 1-2, и даже 5%. "В целом, ставки по автокредитам сейчас находятся практически на минимально возможном уровне, поэтому их снижения ожидать не приходится", - констатирует начальник департамента банковских продуктов АКБ "Инвестбанк" Алексей Рыбаков.
Несмотря на то, что российский рынок автокредитования еще хранит в себе огромный потенциал, а конкуренция с каждым месяцем обостряется, автокредиты в ближайшее время дешевле не станут. Напротив, до конца текущего года ставки по кредитам, если не останутся на сегодняшнем, более или менее стабильном уровне, продолжат рост вверх.
"Исторически сложилось, что ставки по автокредитам являются одними из самых низких среди кредитных продуктов банков, и в условиях повышения стоимости ресурсов на международных рынках можно ожидать, что многие банки будут вынуждены повысить ставки", - считает член правления Райффайзенбанка, руководитель дирекции обслуживания физических лиц Роман Воробьев.
"Возможно, ставки фондирования увеличатся из-за ухудшения коньюктуры на межбанковском рынке, и тогда банки будут вынуждены поднять ставки, - согласен руководитель блока "Автокредитование" Альфа-Банка Сергей Силантьев. - Однако, по специальным программам банков и автопроизводителей ставки останутся на прежнем уровне, - прогнозирует эксперт, - а также будут разрабатываться специальные предложения с пониженными ставками".
С тем, что банкам нет резона снижать ставки по кредитам, согласны и сами автопродавцы, которые непосредственно общаются с клиентом. "Расти уже некуда, денег много - делится наблюдениями президент автохолднга "Фаворит Моторс" Владимир Попов - Если сегодня на половину моделей запись на полгод вперед – будут брать и по 16%, и по 17%, и по 18%."
Елена Костякова