Первый месяц работы камер видеофиксации. Подводим итоги

31.07 13:34

Сегодня истекает месяц с того дня, как на улицах российских городов начали официально устанавливать видеокамеры – чтобы следить за водителями-лихачами.

Можно подвести первые итоги нововведения. Огромного вала квитанций о штрафах – а ведь именно их боялись автолюбители – пока в наших почтовых ящиках нет.

Но это только пока. Как выяснили «НИ», все дело в том, что система сейчас проходит обкатку, камер все еще очень мало. Но по столице сегодня передвигаются милицейские автомобили, на которых установлены приборы фотофиксации. Они тоже следят за водителями и смогут передать «привет» в виде штрафной квитанции. Нервничают не только рядовые автовладельцы, засуетились и высокопоставленные водители – представители госструктур, крупных компаний. По словам экспертов, влиятельные лихачи скоро тоже начнут получать «письма счастья» от ГИБДД.

Тема видеофиксации скоростных нарушений сейчас одна из самых обсуждаемых в автомобильном сообществе. Водители с азартом составляют карты, просчитывая, где же находятся дорожные камеры, обмениваются способами защиты автомобильного номера и составляют протесты на штрафы – пока без цели куда-либо их направлять. Ведь автомобилисты, которым пришли первые «письма счастья», так до сих пор и не объявились. Правозащитники предполагают, что водители, возможно, держат их в секрете, так как не хотят, чтобы их считали нарушителями. Но есть и еще ряд причин, почему автомобилисты, превысившие скорость на дорогах, еще не получили уведомления.

Несмотря на то, что поправки были введены в Кодекс об административных нарушениях (КоАП) РФ, действующий на всей территории страны, пока что система автоматического контроля за соблюдением ПДД действует только в трех субъектах – в Москве, Московской области и Краснодарском крае. «В других регионах России тоже есть камеры, фиксирующие нарушения, но они самостоятельно не обрабатывают данные – там нет программы для этого, – рассказал «НИ» заместитель начальника Департамента обеспечения безопасности дорожного движения (ДОБДД) МВД РФ Владимир Кузин. – Там инспекторы тут же останавливают нарушителя и выписывают протокол. Данные с таких камер нельзя использовать для составления протокола и квитанции, которая потом будет отправлена по почте».

Сотрудники ГИБДД не скрывают, что работа с автоматическими приборами еще только налаживается. «Мы лишь начинаем обкатку системы, ведь она, несмотря на свою глобальность, была создана с нуля», – объяснили «НИ» в источники в Госавтоинспекции. Сейчас в городе работают только три автоматических комплекса – на Сущевском Валу у дома №73 (недалеко от съезда с Третьего транспортного кольца), на проспекте Мира (под Рижской эстакадой) и на Садовом кольце (в районе пересечения с Каретным Рядом). «Один комплекс состоит из нескольких камер, причем на каждую полосу смотрит один прибор, – пояснил «НИ» старший инспектор по особым поручениям отдела пропаганды ГИБДД ГУВД Москвы Игорь Колосков. – Машина нарушителя будет сфотографирована как спереди, так и сзади. Программа автоматически обрабатывает данные: распознает номер, по базам находит информацию о владельце. Инспекторам в подразделении ГИБДД, к которому относятся комплексы, остается лишь распечатать бланк с квитанцией об оплате штрафа».

Вот только количество выявленных камерами лихачей пока что не вдохновляет. Как сообщил глава МВД России Рашид Нургалиев, за первые 15 дней столичные камеры запечатлели всего 36 нарушителей. В Краснодарском крае, где два комплекса установлены в Краснодаре и еще четыре – на объездных дорогах, за этот же период было выявлено 1246 лихачей. Вполне вероятно, что столичные водители просто стали более осторожными. Эти цифры также могут объясняться тем, что «письма счастья» не атаковали москвичей в первые июльские недели.

«Мы не гонимся за количеством выявленных нарушений, важна не статистика, а налаживание работы системы, – сообщил «НИ» Игорь Колосков. – Впрочем, сейчас уже отправлено свыше тысячи писем с квитанциями об оплате штрафа, а число установленных лихачей – гораздо больше». Кстати, часть информации о любителях быстрой езды передается с нестационарных видеокамер, установленных на автомобилях сотрудников ГИБДД. «Сейчас в городе работает около сотни передвижных приборов фотофиксации, – продолжает Игорь Колосков. – Вечером автоинспекторы снимают с них информацию и переносят в компьютер. В этом случае инспекторы считывают номера машин и разыскивают владельцев по базе данных, а уже затем высылают им письма. Конечно, если номер на фотографии не читается, то хозяину машины штраф не грозит».

Не исключено, что квитанции об оплате штрафа могут задержаться на почте. Сейчас сотрудникам ГИБДД приходится самостоятельно заклеивать конверты и относить их на почту. «Привилегий нет – наши работники вместе со всеми стоят в очереди, – отмечает Игорь Колосков. – Надеемся, что скоро процесс передачи писем будет оптимизирован».

Роспись – точка отсчета

Вместе с водителями за становлением системы автоматизированной фиксации нарушений пристально следят правозащитники. Они считают, что Россия пока не готова к таким техническим новинкам, а значит, видеофиксация не даст тех результатов, которых от нее ожидают. «ГИБДД необходима комплексная реформа, сейчас там слишком много коррупции и недобросовестности инспекторов, – поделился с «НИ» своим мнением председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин. – При такой несовершенной работе введение системы видеофиксации ни к чему не приведет. Например, говорят, что камеры уменьшат коррупцию, но как, если инспекторы ГИБДД не ушли с дорог!»

Кроме того, правозащитники указывают на ряд возможных проблем. «У нас многие граждане живут не там, где они зарегистрированы, – продолжает Виктор Похмелкин. – Как же они узнают, что им пришла квитанция? Кроме того, треть машин в России из-за больших налогов была продана по доверенности. Кто будет платить в данном случае штраф?» В ГИБДД же, похоже, уже нашли ответы на эти вопросы. «Обязанность доставлять почту адресату лежит на сотрудниках почтовых отделений, – пояснил нам Игорь Колосков. – С того момента, как автовладелец или его родственник расписался за получение заказного письма, начинается отсчет десяти дней, отведенных на обжалование. Если подписи нет, то водителя не привлекут за неуплату штрафа. Хозяин машины имеет право обжаловать постановление, если он не согласен с вменяемым ему нарушением или знает, что за рулем находился другой человек. В случае продажи машины по доверенности водитель должен предоставить соответствующие документы, и штраф будет оформлен на покупателя».

Правозащитники же не без оснований опасаются и появления мошенников, которые будут подделывать квитанции и указывать в них свои банковские реквизиты, чтобы деньги «капали» к ним на счет.

Фокус не удастся

В Сети сегодня легко наткнуться на рассуждения водителей о том, как не попасть в поле зрения камеры или не платить штраф. Предлагается все, что угодно: наносить на номер лак для волос с блестками, ставить пружинки, чтобы пластина вибрировала. Особо умелые делятся своими соображениями о механизмах, переворачивающих номер. Но в ГИБДД Москвы объясняют, что камеры видят все – они считывают номер по выпуклостям, и никакой лак и даже грязь на номере не скроют знаки. «Но к чему делать хитрые механизмы, портить машину и подвергать себя угрозе разоблачения, если достаточно просто убрать ногу с педали газа?» – удивляются автоинспекторы. Если разговоры владельцев авто будут воплощаться в жизнь, то не исключено, что в ГИБДД будут принимать соответствующие меры. «Это потянет за собой обязательное увеличение ответственности за нечитаемые номера», – уверен Виктор Похмелкин.

Многие водители обсуждают законность назначения штрафов по фотографии. Опрошенные «НИ» москвичи сообщили нам о своих страхах: «А вдруг преступники подделают номер добропорядочного водителя, установят его на свою машину и отправятся гонять по городу? – предполагает в беседе с «НИ» хозяин автомобиля Toyota Сергей Чистосердов. – Как инспекторы смогут доказать, что на фотографии именно моя машина?»

Самым реальным способом законно не платить штраф пока считается схема, предложенная президентом Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктором Травиным. «Водитель должен сообщить в автоинспекцию, что за рулем сидел другой человек, который сейчас находится в длительной командировке, – объяснил «НИ» Виктор Травин. – При этом желательно, если собственник машины распишется в получении письма из ГИБДД как можно позднее. Далее нужно подождать, когда со дня нарушения скоростного режима пройдет два месяца – это тот период, после которого уже нельзя привлечь водителя к ответственности. А после этого автовладелец и человек, находившийся за рулем, могут уже спокойно обратиться в ГИБДД. С первого обвинение будет снято, а оформить штраф на второго будет невозможно».

Все равны, но некоторые равнее

Любопытно, что внедренная система заставила о многом задуматься представителей ведомств и служб, обычно не считающихся с Правилами дорожного движения. «У нас ведь нередко нарушают скоростной режим силовики, государственные деятели и чиновники, – обратил внимание «НИ» председатель общественной организации автомобилистов «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков. – Теперь беспристрастные камеры будут фиксировать и их автомобили. Как мне сообщили в руководстве ДОБДД России, к ним уже начали звонить из разных ведомств с вопросом – можно ли им не платить штрафы. А в Краснодарском крае в число нарушителей уже попал один милиционер. Тогда была проведена проверка, и оказалось, что правоохранитель спешил не по служебному заданию, а по личным делам. В итоге его заставили оплатить штраф».

В Госавтоинспекции заверяют, что все письма с фотографиями непременно дойдут до высокопоставленных нарушителей. Точнее – уйдут в ведомства, на балансе которых находятся гаражи со служебными машинами. «Если это та организация или служба, сотрудникам которой по закону можно двигаться с большей скоростью, например, «скорая помощь», то будет проведена служебная проверка, – объяснил «НИ» Владимир Кузин. – Если выяснится, что водитель ехал по служебному заданию, то руководство учреждения передаст эти сведения в автоинспекцию, и штраф отменят. В противном случае придется раскошелиться».

Неподвластными объективу камеры останутся судьи и прокуроры. По закону они не несут административную ответственность. «Это дело каждого судьи и прокурора», – комментирует Владимир Кузин. То есть они могут сообщить в ГИБДД о том, что занимают соответствующую должность, а могут просто проигнорировать письмо.

Больше всего не повезло депутатам. Им закон не позволяет превышать скорость, если они опаздывают на заседание. Служебные машины, на которых ездят законотворцы, относятся к гаражу, находящемуся в ведении Управления делами президента России. «Также к Управлению относятся гаражи со служебными машинами администрации президента, Федерального собрания, аппарата правительства, Конституционного суда, Счетной палаты, ЦИК, – сообщил «НИ» пресс-секретарь Управления делами президента Российской федерации Виктор Хреков. – Пока ни в один из наших автокомбинатов (гаражи. – «НИ») не приходило письма о штрафе. Так как все машины автокомбинатов являются полноправными участниками дорожного движения наравне с остальными, то наши водители также несут ответственность за превышение скорости. Штраф придется оплачивать шоферам. Также к ним будет применено административное воздействие – выговор, лишение премии или даже перевод на другую работу». Правозащитники видят в беспокойстве любителей быстрой езды предпосылки для создания очередного списка неприкасаемых. «Сначала в него попадут все высокопоставленные чиновники, а затем захотят пробиться и все остальные, – считает Виктор Травин. – Разумеется, на этом будут зарабатывать. Появятся скидки для своих, годовые абонементы…»

В автоинспекции обещают, что уже в ближайшие месяцы работа системы фиксации нарушений будет налажена. «Всего до конца года в столице будет установлено 18 автоматизированных комплексов, в том числе 12 – на МКАД, – сообщил «НИ» Игорь Колосков. – В перспективе в Москве планируется установить более 150 комплексов».


"Новые известия"