Цены на нефть в последнее время стали одной из главных проблем развития мировой цивилизации, тем более что они так сильно влияют на изменение основных технологий и в первую очередь угрожают существованию главного друга человека – автомобиля.
То, какими эти цены будут в будущем, имеет судьбоносное значение для автомобильной промышленности. Из уст топов крупнейших автомобильных концернов уже вырываются крамольные фразы, что при таких ценах на топливо черт-де с ними, с бензиновымим автомобилями. Например, Карлос Гон, икона современного автомобильного менеджмента, уже отмечает, что при 120 долларах за баррель производство электромобилей становится дешевле производства бензиновых авто.
Тем не менее все новые разработки, все эти водородные, электрические силовые установки остаются все еще достаточно дорогими для запуска в массовое производство, поэтому очевидно, что еще несколько лет человекам придется жить в мире с бензиновыми авто.
Несмотря на то, что большинство аналитиков склонны считать, что пик спекуляций по нефти пройден, существует все-таки вероятность, что какой-нибудь американский флот жахнет еще по какой-нибудь нефтяной ближневосточной стране. Как говорил бандитский разведчик в фильме “Свой среди чужих...”: “Н-ничего нельзя исключать”. Помимо американского флота, есть еще биржевые спекуляции, “бычья” психология рынка, постоянно растущий спрос развивающихся рынков – словом, в котелке мировой экономики достаточно дрожжей для дальнейшего роста.
Поэтому западные аналитики активно занимаются эсхатологическими расчетами, что же будет с экономикой, если нефть представит себя Еленой Исинбаевой и продолжит ставить рекорд за рекордом. Компания GlobalInsight решила представить, что будет с автомобильным рынком, если нефтяные цены поднимутся до совсем уж неприличного уровня.
По их сценарию, в 2009 году баррель нефти будет стоить примерно 150 долларов, в 2010-м – 160 долларов и в 2012-2015 годах закрепится на уровне 195 долларов (Путин, молись на GlobalInsight!). При таком раскладе мир становится на путь затяжной рецессии, которая должна охватить и развивающиеся рынки.
Для Северной Америки такой сценарий означает, что подорванная кризисом экономика не будет иметь шансов на оздоровление. Продажи машин упадут с 15 млн машин до 13 млн. Падение продолжится до 2012 года и лишь потом, с внедрением альтернативных технологий, к 2015 году сможет смениться ростом. Высокие цены также перекроят модельные ряды автокомпаний, в частности, практически убьют традиционные для Америки пикапы и большие внедорожники. В среднесрочной перспективе этот рынок должен сократиться минимум на треть. Негативный прогноз также дан для спортивных автомобилей, а вот седаны среднего класса и паркетники имеют неплохие шансы на выживание.
Европа будет менее подвержена ударам за счет того, что исторически в европейском парке большую роль играют малолитражные и дизельные авто. Тем не менее рост цен, заложенный в сценарии, приведет к подорожанию бензина, например в Германии, с 1,5 евро за литр до 2,3 евро, что увеличит средние расходы на бензин примерно на 1400 евро в год. В ближайшие годы рынок незначительно упадет – будет продаваться примерно на 550 тыс. автомобилей меньше, чем в 2007 году. Однако жесткие экологические нормы в отношении автомобилей, производимых в Европе, приведут к тому, что новые модели будут примерно на 30% экономичнее ныне существующих, и эта экономия нивелирует последствия роста цен на топливо.
Третий главный авторынок мира – Японию – тоже ожидает рецессия. Эксперты полагают, что цены на бензин на рынке вырастут примерно на 30%. Однако серьезное увлечение местных автопроизводителей гибридными технологиями поможет японскому рынку быстро оправиться от ценовых потрясений.
Российский рынок в исследование не включен, однако можно предположить, что нас также ждет рост цен на бензин, однако он будет компенсирован ростом доходов за счет “нефтянки”. Так что наша насыщенная нефтедолларами страна будет по-прежнему закупать сотнями тысяч новые бензиновые иномарки.
Сами авторы исследования оценивают вероятность повышения цен на нефть до запланированного ими уровня примерно в 25-30%. Шансы вроде бы невелики, однако еще несколько лет назад, когда нефть стоила порядка 50 долларов за баррель, кто всерьез воспринял прогноз GoldmanSachs, что баррель будет стоить больше сотни?