Российское правительство решило не терять тех автопроизводителей, которые еще только подумывают открыть новые сборочные площадки на территории России.
Так, на этой неделе Минэкономразвития заявило о том, что механизм заключения соглашений по промышленной сборке автомобилей и компонентов будет возобновлен и продлен до 2009 года. Прежде всего речь идет о промсборке автомобилей на Дальнем Востоке. Эксперты считают инициативу разумной, однако предупреждают, что сначала нужно будет на законодательном уровне полностью запретить импорт автомобилей с правым рулем.
Напомним, что ранее в рамках вступления во Всемирную торговую организацию (ВТО) Россия взяла на себя обязательство не подписывать соглашения в области промсборки. По соглашениям с этой организацией, мы должны были снизить ввозные пошлины на автомобили до 15% к 2015 году. Недавно первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов заявил, что если процесс вступления в ВТО затянется надолго, то есть вероятность возобновления механизма заключения соглашений по промсборке.
О своей готовности открыть новые сборочные предприятия уже заявили отечественные автопроизводители Sollers и ВАЗ – в качестве перспективного региона обе компании рассматривают Дальний Восток, возможными для сборки моделями называют соответственно SsangYong и Nissan. Обе компании уже ведут пререговоры с иностранными автопроизводителями и местными властями о возможных объемах и площадках. Еще одной экзотической инициативой стало намерение ТАГАЗа построить автозавод по сборке Hyundai в Северной Осетии.
Несмотря на то, что правительство РФ в первую очередь лоббирует интересы отечественных автопроизводителей, вряд ли оно будет предоставлять льготы в индивидуальном порядке (что не исключено, вспоминая ситуацию с Автотором). Это означает, что все желающие автопроизводители смогут основать свои заводы на территории России. "Китайцам", пожалуй, вряд ли дадут фору – иначе нет смысла болеть за "наших" на Дальнем Востоке – а вот европейцы и японцы, работающие в другой ценовой нише, имеют шансы на успех. Так, например, аналитики считают, что возможно заключение соглашений с Mazda и Honda, которые в прошлый раз не успели оформить отношения с российским правительством.
Намерение отечественных автопроизводителей освоить, наконец, необъятные просторы Родины, кажется экспертам автомобильного рынка вполне разумным. Однако возможность реализации этих проектов все-таки пока видится достаточно сомнительной. Строительство автозавода ТАГАЗ в Северной Осетии явно выглядит имиджевой акцией подобно строительству ВАЗовской площадки в Чечне и пока в качестве серьезного проекта не воспринимается. Что касается Дальневосточного региона, там дефицит дорог и пока не существует системы логистики. Территория абсолютно новая, а региональный рынок полностью принадлежит продавцам подержанных автомобилей. Очень сомнительно, что дальневосточное население, привыкшее покупать самые разнооборазные японские и корейские автомобили хоть и подержанные, но "из первых рук" и оригинальной сборки, предпочтет покупать новенькие Nissan и SsangYoung, собранные российскими руками и продающиеся в два раза дороже.
Основополагающим фактором рентабельности подобных предприятий на Дальнем Востоке должен стать законодательный запрет на импорт праворульных автомобилей, что может повлечь за собой волну социальных волнений и акций протеста. Пойдет ли на это правительство в ближайшее время – это большой вопрос, для этого потребуется слишком много усилий.
По оценке заместителя директора АА "Автстат" Сергея Удалова, всего из 945 тысяч иномарок в парке Дальневосточного округа почти 800 тысяч с правым рулем. Иномарок старше 10 лет в парке округа свыше 70%, а новых иномарок в возрасте до 3 лет насчитывается лишь около 6 тысяч. В частности, компании Sollers и ВАЗ на Дальнем востоке и в Приморском крае представлены очень слабо. Например, парк LADA в ДФО составляет лишь 175 тысяч из 1,3 млн зарегистрированных там легковых автомобилей. Количество SsangYong в парке совсем мизерное – чуть более 2 тысяч автомобилей, тогда как марка Nissan еще имеет неплохие перспективы. Около 60% общего парка иномарок составляют автомобили Toyota (737 тысяч шт), 15% - Nissan, 7% - Mitsubishi. Парк легковых автомобилей в округе за 2007 год вырос в целом на 90 тысяч автомобилей, а автомобилей LADA уменьшился на 4 тысячи машин. "Таким образом, экономическая целесообразность открытия там производства представляется спорной, - констатирует С. Удалов. - Тем не менее, на наш взгляд организовать безубыточное производство в регионе возможно. С учетом возможного сотрудничества АВТОВАЗа c Nissan, а Sollers с Ssang Yong там имеется возможность получить некоторые выгоды при логистике".
Как подчеркивает аналитик машиностроительного сектора "Цэрих Кэпитал" Роман Ткачук, новые производства станут рентабельными только в случае господдержки – получения льготного режима и последующего запрета на праворульные машины в регионе. "Поэтому, если начнётся строительство заводов в регионе – это верный признак того, что российские автопроизводители согласовали с правительством введение этого запрета и публикация закона уже не за горами", - констатирует эксперт.
Текст: Елена Костякова.
autoNews.ru