"Черный август" российского авторынка
Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) опубликовала итоги продаж иномарок в России за восемь месяцев этого года (читайте здесь). Да, с января по август в стране было продано 1,43 млн. иномарок, и рост составил 43%. Однако в августе продажи увеличились всего лишь на 23% — было продано 175,6 тыс., хотя еще в июле рост составлял 40% по сравнению с июлем прошлого года, приводит данные продаж РБК daily.
Кто «упал»
До недавнего времени падение продаж демонстрировали малопопулярные пока китайские бренды и французский Citroen, забытые Daewoo и Fiat, то теперь отрицательные величины показывают и лидеры рынка. У чемпиона продаж Chevrolet в августе продажи по сравнению с аналогичным месяцем 2007 года упали на 5%, у экспансивного Renault — на 7%, у Mitsubishi, для которого Россия стоит на первом месте по важности, — на 19%, на 8% - у Kia, на 48% - у Volvo, на 18% - у Mercedes-Benz.
Снижение продаж ударило прежде всего по массовым моделям. Падение наблюдалось у Renault Logan, входящего в тройку лидеров (5,06 тыс. автомобилей за август, падение на 9%). Упали продажи обеих массовых моделей Chevrolet: Niva на 3% и Lanos аж на 52%. Снизились продажи двух из трех (кроме Qashqai) массовых моделей Nissan: Almera на 31%, а X-Trail (старый и новый) — на 10%. Кроме того, просели продажи ижевской Kia Spectra на 16%, а супербюджетный малютка Daewoo Matiz «упал» на 13%.
Кто упирается
Следует сказать, что значительное количество производителей из первой двадцатки снова серьезно увеличило свои продажи в августе: Mazda — на 84%, Honda — на 144%, Skoda — на 109%, Volkswagen — на 70%, Peugeot — на 84%, Fiat — на 456%, Subaru — на 70%. Но эти автопроизводители, скорее всего, выполняли заказы предыдущих месяцев.
А поднимутся ли?
Представители производителей-«провальщиков» пока храбрятся. PR-менеджер GM в России Агнеш Рона по-американски оптимистично утверждает, что продажи GM снизились из-за перехода на новую систему заказов и к сентябрю ситуация уже выровняется. И вообще, по ее мнению, жизнь налаживается - покупатели начали отказываться от Lanos в пользу более дорогих и хорошо оснащенных автомобилей. По словам PR-менеджера Renault Ольги Сергеевой, Logan хуже продавался в августе, поскольку московский завод «Автофрамос» закрывался на время летних каникул.
А вот эксперты недоумевают, ведь нашему авторынку доселе предрекали первое место в Европе и продолжительный рост. Одни из них говорят, что дело в росте доллара и конфликте в Южной Осетии. Другие — в затоваривании рынка, ведь АЕБ фиксирует отгрузку автомобилей дилерам, а не передачу автомобилей покупателям. И производители могли притормозить поставки автомобилей, так как у дилеров запасы уже велики. Так или иначе, ждать от сентября значительного скачка продаж не приходится.
Текст: Андрей Гречанник.