Амнистия для нарушителей ПДД? Не дождетесь!
…Обидно было Петровичу до соплей: профессиональный вор-карманник, проживавший между отсидками в соседней квартире, почти всякий раз умудрялся освободиться досрочно — не по амнистии, так за примерное поведение.
Петровичу же, который дважды прокатился по деревне с бодуна и раздавил соседского гуся, отлученному от баранки судом в общей сложности на четыре года, так крупно, как соседу-прохвосту, не везло: прощать его родная страна не собиралась…
На деревню… спикеру
Пронесшийся по пьяной деревне слух о предстоящей амнистии для преступников и даже мелких нарушителей Правил дорожного движения, которую по случаю вступления в должность нового российского президента по весне намеревалась объявить Госдума, к несчастью Петровича, не подтвердился.
И раздосадованный Петрович принялся выводить каракули на листке прибереженной для особого случая бумаги: "Вот вы, — обращался он по-свойски к спикеру парламента, — сидите там и не знаете, что в нашей деревне главная, понимаешь, специальность — шоферская. Не можешь баранку держать — помрешь с голоду.
И помирает наш мужик! Так чего бы вам, господа-товарищи, не простить бесшабашных? Еще дед мой мне рассказывал, что и в царской России, и после царя амнистий было как кур на дворе. Дядька мой, например, попал под "хрущевскую амнистию", ту самую, что к 40-летию революции учинили, а сосед мой — под амнистию ко Дню Победы над фашистами.
А вот я — шофер с сорокалетним стажем — только битым бывал. То за пьянку, то еще за что… Как по графику! А прощенным — ни разу.
Так вы там уж, товарищи-граждане, не держите на нас зла. Будьте милосердны…"
"Не виноватая я! Он сам…"
Так уж исторически сложилось, что проявлять милосердие испокон веку было принято только к преступникам, то есть к уголовному элементу. Прощать же мелких пакостников правилами не было заведено.
Между тем практика наказаний за нарушение, в частности ПДД, прямо свидетельствует о правоте Петровича: под административную амнистию (будь таковая…) должны (ибо это было бы справедливо!) попасть и те, кто воистину не совершал нарушение по умыслу или неосторожности…
Ну, вот хотя бы они…
Алексей К. после службы в армии вернулся в родной город и устроился водителем на завод. Ему повезло: возить предстояло не какие-нибудь отходы производства на грузовике, а на новенькой “Волге” аж целого директора завода. Машину Алексей внимательно осмотрел, помыл и тронулся в свой первый путь — за директором.
На посту ДПС его тормознули. На всякий случай. Сверяя номер двигателя, инспектор ДПС узрел нештатный проводок, уходящий глубоко в чрево автомобиля, потянул за него и… На свет божий тотчас же был извлечен спецсигнал — самодельная крякалка, весьма похожая на обыкновенную противоугонную систему.
— Ты крепко попал, — подытожил инспектор.
Мировой судья, которому довелось рассматривать дело об управлении “Волгой” с установленным без разрешения спецсигналом, внимательно выслушал Алексея К., учел “смягчающие” обстоятельства (отсутствие иной, кроме шоферской, специальности, наличие неработающей беременной жены) и приговорил бедолагу по части 4 ст. 12.4 КоАП РФ к минимальному наказанию: не к полутора, а к одному году лишения права сидеть за рулем.
…С рыбалки возвращались на трех машинах и с богатым уловом, когда у Валерия Михайловича Н. в дороге вдруг прихватило сердце. Перепуганный пассажир немедленно вызвался помочь:
— Ты, Михалыч, садись назад, а за руль племянника посадим. Да не волнуйся: он инструктор по вождению в автошколе. Ас…
Из машины, ехавшей следом, вышел пропахший рыбой племянник и сел за руль автомобиля Валерия Михайловича. Рулил он действительно профессионально.
На въезде в город рыбацкую колонну тормознули.
— Что-то глаза у тебя соловьиные, — покосился на племянника гаишник. — Поехали-ка, уважаемый, к наркологу…
Через несколько дней результаты экспертизы повергли Валерия Михайловича в шок: племянник, как выяснилось, принимал наркосодержащие лекарства. Законно. По рецепту врача. А вот Михалыч закон преступил: он передал управление водителю, находящемуся в состоянии опьянения.
За такое вопиющее нарушение мировой судья, руководствуясь частью 1 статьи 12.8 КоАП РФ, лишил Валерия Михайловича права крутить баранку аж на целых два года…
Судью простили. А кто простит нас?
Причин узаконить регулярное провозглашение Государственной думой административной амнистии на поверхности лежит как минимум две.
Во-первых, даже приговоренный к наказанию преступник и (более того!) еще только находящийся под следствием при некоторых обстоятельствах могут быть государством прощены. Иными словами, на свободу могут выйти (и выходят!) те, кто совершил преступление и, возможно, по-прежнему (в отличие от нарушителей ПДД) представляет реальную угрозу для общества.
(По оценкам специалистов Федеральной службы исполнения наказаний, при готовящейся сегодня в Думе амнистии разом могут освободиться до 150 тысяч человек, то есть около 15 процентов всех заключенных!)
В административной же практике лишаются (слава богу, пока не свободы!) права управления чаще всего те, кто выехал на сторону дороги, предназначенную для встречного движения, превысил скорость, провез негабаритный груз или вкрутил в блок-фару нестандартную лампочку. То есть, как правило, совершил нарушение, которое не повлекло за собой никаких вредных последствий.
Никаких! Поскольку для последних амнистия не предусмотрена, выходит, что государство готово прощать и выпускать на свободу профессиональных убийц, но не может простить любителя прокатиться с ветерком.
Во-вторых, при нынешней системе "мирового правосудия", в которой судейскую мантию нередко надевают бывшие секретари судебных заседаний и прочие неподготовленные, вероятность ошибочных решений на редкость высока. Достаточно взглянуть на архив постановлений мировых судей, чтобы понять: у значительного числа этих пасынков Фемиды нет права судить.
И амнистия, пожалуй, была бы лучшим средством исправления судебных ошибок.
Впрочем, совсем уж обойти стороной амнистию для нарушителей, в частности ПДД, государство не рискнуло: негуманно как-то… А потому, чтобы никому обидно не было, провозгласило ее в статье 24.5 КоАП РФ явно в некондиционном варианте: дело о нарушении может быть прекращено в случае издания акта амнистии, устраняющего применение административного наказания.
Иначе говоря: может быть… А в действительности не может, ибо акты амнистии для нарушителей, в частности ПДД, не принято издавать. Не уголовное ведь дело!
Между тем разнообразие нарушений и преступлений, по которым государство объявляет амнистию, уже начинает поражать воображение: объявлены налоговая и дачная амнистии. На подступах иные “статьи” иных законов, достойные прощения.
И если депутаты все же проникнутся очевидной мыслью о том, что самое распространенное нарушение, совершаемое гражданами России, это нарушение Правил дорожного движения, в приливе милосердия к осужденным, может быть, они сумеют великодушно простить некоторые нарушения этой самой многочисленной части своего электората.
Ведь с чем Дума не шутит…