В США в условиях стихийного бедствия (
ураган “Айк” вызвал подорожание топлива до пяти долларов за галлон, то есть 4,4 литра) литр стоит столько же, сколько на АЗС Москвы. С 10 по 17 сентября все виды бензина в столице подешевели незначительно — в среднем на 8 копеек за литр. Аи-98 и Аи-95 при этом почти топтались на месте, а низкооктановый бензин марки Аи-76/80 в среднем “опустился” на 0,98% по сравнению с ценами прошлой недели. Но даже и этот небольшой “презент” автолюбителям — явление временное, считают эксперты. Аналитики из компании “ОМТ-Консалт” предсказывают дефицит топлива на свободном рынке: “Если не поступят дополнительные объемы, дисбаланс спроса и предложения подтолкнет цены к росту”.
Нефтяникам сейчас не до снижения цен на бензин и не до развития переработки: они терпят убытки.
Себестоимость добычи тонны нефти сейчас составляет 2—2,5 тысячи рублей, а с налогами — уже 6 тысяч рублей.
— Налоговая система неадекватна рынку, — объяснил “МК” исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко. — Таможенная пошлина рассчитывается исходя из цены на нефть за два месяца. Это так называемые “ножницы Кудрина”, которые сейчас в действии: налоговое давление остается на том же уровне, а доходы нефтяников падают.
В США, где бензин вслед за нефтью подешевел более чем на 10%, общие налоги в отрасли составляют 20%, тогда как в России — почти 60% от оборота. Страдающие нефтяники отыграются на бензине, считают эксперты. По словам гендиректора “ИнфоТЭК консалт” Натальи Шуляр, они будут “добирать прибыль, чтобы не работать себе в убыток при продаже сырой нефти”. “Должно быть снижение цен, но не думаю, что значительное — примерно на рубль, — считает председатель совета директоров Московского межрегионального нефтяного союза Юрий Зуев. — Это связано с коммерческими интересами вертикально интегрированных компаний”. На дальнюю перспективу никто из экспертов не загадывает: “черное золото” непредсказуемо. “В нынешних кризисных условиях государство не будет ломать сложившуюся систему, — считает Сергиенко. — Нефть и газ дают 60% бюджета, возместить эти доходы нечем”.
Рост цен можно было бы оправдать инвестициями в строительство новых нефтеперерабатывающих заводов — так ведь и они не строятся. Из одной тонны сырой нефти в Америке получают почти 90% топлива, тогда как наши переработчики — лишь 40%, а по уровню загрузки НПЗ мы отстаем даже от стран Африки. И все же у производителей бензин дешевел: ЛУКОЙЛ дважды в августе понижал отпускные цены — на Аи-92, например, на 12%. Из-за сверхвысоких экспортных пошлин. Правда, на розничной торговле это практически не сказалось.
Ну а теперь стоит ждать очередного удорожания топлива. Ведь вчерашний пересмотр Минфином ставки экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты с 1 октября (она будет составлять $372 за тонну нефти вместо ранее планировавшихся $485) вновь направит наши нефть и топливо преимущественно на экспорт.
Текст: Татьяна Замахина.