Немцы считаются одними из самых дисциплинированных водителей Европы.
И чтобы ни говорили российские лихачи об их чопорности и излишней аккуратности за рулем, ездить по автобанам и улицам германских городов действительно приятно. Прежде всего потому, что чувствуешь себя комфортно и спокойно. Знаешь: никто не станет тебя подрезать, резко перестраиваясь из левого ряда в правый, а спешащий пешеход не бросится под твои колеса. Конечно, ДТП и экстремальных ситуаций здесь тоже хватает, но в сравнении с Россией они довольно редки. В чем же секрет подобного автоблагополучия?
Как выяснили "Известия", прежде всего в воспитании водителей. Нет, речь идет не об обучении школьников в учебных заведениях и водителей на курсах получения прав, хотя этот этап подготовки будущих участников дорожного движения гораздо более качественный, чем у нас. Система воспитания строится прежде всего на осознании автовладельцем неотвратимости наказания, которое может не только больно ударить по его кошельку, но и вообще разлучить его со стальным конем на неопределенное время.
В этом смысле буквально магическое значение для немцев имеет слово "контроль". Именно страх быть уличенным полицией и заставляет германских водителей четко выполнять ПДД и не поддаваться рвению сердца и табуна лошадей под капотом. Однако самих полицейских на улицах и магистралях практически не видно. Секрет прост: во всем помогает техника. Видеокамеры и фотоаппараты висят здесь практически на каждом перекрестке. При этом их разрешающая способность позволяет не только увидеть номер машины, нарушающей правила, и опознать сидящего за рулем, но и рассмотреть, что ест водитель, если он решил перекусить во время езды.
Контролируется в Германии буквально все: скоростной режим, правильность парковки, разговоры по мобильнику во время движения, пристегнутость ремнем безопасности и даже соблюдение дорожной разметки, в том числе во время движения. Штрафы за все эти нарушения разнятся. От 5 евро за просроченную оплату парковки до нескольких сотен евро и лишения прав за грубые нарушения, как то превышение скорости на 50 км в час или проезд на красный свет. Причем чем больше штраф, тем больше вероятность неукоснительного соблюдения правил, считают немецкие власти.
Избежать наказания довольно трудно - особенно за парковку. Однако каждый гражданин сам решает, бросить ли машину в неположенном месте с риском найти ее потом на шрафстоянке или потратить чуть больше времени на поиск свободного парковочного места; ехать ли в допустимом скоростном режиме или прибавить газу и получить штраф на 40-50 евро. За наиболее тяжкие нарушения начисляются штрафные баллы, после превышения их лимита горе-водителю предстоит пересдача экзамена на права. Можно позаботиться о баллах заранее и, посетив курс по правилам ПДД, снять их некоторое количество.
В результате инстинкт самосохранения германского автовладельца срабатывает даже тогда, когда на опасном участке дороги он видит табличку с надписью "радар". Настоящего радара за ней, как правило, не бывает, но все водители послушно сбрасывают скорость до разрешенного лимита. Знают: "договориться" или "решить вопрос на месте" с полицейским не удастся. Электронные системы сбора штрафов действуют без участия человека. Квитанции на оплату нарушений приходят по почте. Если же нарушителю все же "посчастливилось" быть зафиксированным дорожным патрулем и пообщаться вживую, то предлагать полицейским взятку просто опасно. Стражи порядка боятся проверок своего начальства, поэтому есть риск, что дающего взятку арестуют прямо на месте как провокатора. Кстати, штраф можно и не оплатить. Но тогда не удастся пройти ежегодный техосмотр.
Помимо электронных систем наблюдения полиция широко использует помощь "бдительных" граждан. Если вы кого-то подрезали или создали аварийную ситуацию, будьте уверены, что обиженный водитель тут же позвонит в полицию, сообщит ваш регистрационный номер, характер и место нарушения и предложит свои услуги в качестве свидетеля в суде. Особенно характерно такое поведение для пожилых автомобилистов. Еще хуже попасться на удочку подвижного полицейского патруля, разъезжающего на обычных машинах, которые никак не выделишь из общего потока. Встанет такой в левый ряд и едет строго в соответствии со скоростным режимом - терпеливо ждет. Первый же разнервничавшийся водитель, решивший выполнить запрещенный правилами обгон справа, будет остановлен и оштрафован.
При этом закон не делает исключения ни для кого, какая бы важная персона ни находилась за рулем. Знаменитый польский футболист Лукас Подольски, играющий в ФК "Бавария" и за сборную ФРГ, любил "поджимать" водителей на своем внедорожнике, мигая им и требуя уступить левый ряд. В итоге лихач был оштрафован на 300 евро и на три месяца лишен водительских прав. Наверное, после такого нарушать ПДД ему больше не захочется.
Текст: Александр Собина.