Авторынок России. Начало кризиса

13.10 12:15

Кризис съел еще 7% от роста автомобильного российского рынка.

Но тем не менее даже в "кризисный" сентябрь продажи на российском рынке продолжили свой рост. За сентябрь увеличение продаж составило 22% или на 32137 штуки. То есть не смотря на "жесткий" финансовый кризис, по сравнению с сентябрем прошлого года, каждый день добавляется еще одна тысяча покупателей новеньких иномарок.

И всё же видно, что негативная финансовая ситуация зацепила несколько компаний. Прежде всего спад продаж коснулся двух ведущих американских компаний General Motorsи Ford. Мало того, что у них случился полный коллапс на американском рынке. Так еще и на растущем российском продажи в сентябре упали у Chevrolet (марка - локомотив американского концерна General Motors) на 2% и у Ford на 13% по сравнению с сентябрем прошлого года. И это при том, что основные модели этих марок на росийском рынке не большие прожорливые внедорожники а вполне доступные и относительные экономичные компактные модели. В сентябре ушли в минус по приросту продаж также компании Renault, Kia. Но больше всех досталось японской Mitsubishi - продажи которой упали в сентябре на 25%. Снизились темпы роста и у второго по популярности бренда в нашей стране - Hyundai. Рост в сентябре всего на 6% - плохой результат для этой компании. На фоне отличного роста продаж автомобилей других марок среднего сегмента, объяснить почему у покупателей пропадает интерес именно к Msubishi и Ford довольно сложно.

Иллюстрация с сайта autonews.ru.

- по данным Комитета автопроизводителей АЕБ, включая и легковой коммерческий транспорт.

Например, Toyota, не имея в арсенале новых моделей, демонстрирует сентябрьский рост в 66% и смещает на российском рынке Ford с третьего места. Fiat ставит рекорд сентября - рост 1313%. Основная заслуга роста продаж Fiat лежит на наращивании производства модели Fiat Doblo на заводе в Алабуге. После пересмотра российских квот в сторону увеличения Honda весь год демонстрирует подъем продаж и сентябрь не исключение - 144%. Новые модели обеспечили Peugeot сентябрьский рост продаж на 92%. Российский завод VW под калугой помог маркам VW и Skoda также показать высокий рост в сентябре - 85% и 67% соответственно. По итогам третьего квартала 2008 года Honda сумела обойти в общем зачете продаж японских конкурентов Mazda, а VW и Peugeot опередили компанию Suzuki. Гораздо быстрее рынка растут Dodge, Nissan, Subaru, Mazda, Opel, Jeep.

Иллюстрация с сайта autonews.ru.

Среди китайских компаний продолжается полнейшая чехарда. Прежние лидеры из поднебесной Chery, Great Wall, FAW, Hafei начали резко терять покупателей. Зато прошлые оутсайдеры и вновь прибывшие в россию китайские автомобили наращивают продажи. BYD и Lifan уже готовы кокурировать с Great Wall и Chery. Рост продаж BYD в сентябре составил 30%, а за весь 2008 год марка нарастила свое присутствие в России на 204%.

Иллюстрация с сайта autonews.ru.

Как ни странно придерживать деньги на покупку автомобилей стали самые обеспеченные граждане страны. Рост продаж премиум-иномарок ощутимо замедлился. Лидер премиум-сегмента Volvo вообще потерял в сентябре 35% покупателей. Снизились месячные продажи у Hummer, Porsche и Cadillac. Рост продаж Audi и Mercedes-Benz практически остановился (рост на 3% и 4% соответственно). В соревновании большой немецкой тройки BMW теперь опережает двух своих конкурентов почти на 1000 проданных автомобилей, а не на 250 как три месяца назад. Чем-т боварской компании помогли и российские олимпийцы, получившие от правительства России полторы сотни новеньких BMW.

В премиум сегменте есть и свои чемпионы. Saab неожиданно показал более чем двукратный рост в сентябре (плюс 125%), по-прежнему, как и весь этот год хорошо продаются Land Rover и Range Rover, в сентябре также хорошо продавались Lexus и Jaguar.

Иллюстрация с сайта autonews.ru.

Таким образом, в сентябре наши граждане хоть и ощутили на себе мировой финансовый кризис, но пока не перестали покупать автомобили. В октябре ситуация может резко измениться. Банки пересмотрели ставки по автокредитам в сторону увеличения, следовательно кредитные продажи новых автомобилей, которые сегодня составляют 40%, резко сократятся. К тому же живые деньги, которые есть у россиян могут быть по-придержаны "на черный" день. С другой стороны граждане могут начать выводить свои сбережения из банков и избавляться от денежной массы в пользу чего-нибудь более осязаемого. В нынешней ситуации, когда недвижимость практически недоступна по ценам, деньги вполне могут тратится на новые автомобили. Тем более, что автокомпании, напуганные мировым снижением спроса и необходимостью выполнить планы по годовому объему продаж, предложат покупателям в конце года существенные скидки.

Текст: Кирилл Орлов.


autoNews.ru