Авторынок “порвался” надвое

27.10 20:36

Эксперты подсчитали, что еще недавно чуть ли не каждый второй автомобиль в России приобретался в кредит.

Подводя итоги первого полугодия, они уверенно заявляли: через несколько лет в стране по схеме автокредитов будет покупаться до 70% всех машин. Однако сегодня оптимистичный прогноз аналитиков оказался под большим вопросом. Нынешний кризис автомобильный рынок почувствовал одним из первых. Главная напасть, которая свалилась на головы производителей и дилеров, — это значительное сокращение ссуд на покупку "железных коней".

Больше всего в связи с кризисом "повезло" российскому автопрому. Россияне и раньше неохотно поддерживали отечественного производителя, предпочитая нашим "ласточкам" заморских "птичек". Пусть и подержанных. Как признался в разговоре с "МК" аналитик машиностроительного сектора Роман Ткачук, основная сегодняшняя проблема у "наших" — сбыть товар: "У многих отечественных производителей на площадках скопилась двухмесячная норма выпуска, которая просто не уходит. "Затоварка" площадок налицо". По словам эксперта, автопроизводители уже оценили масштабы бедствия: на прошлой неделе один из крупнейших заводов предложил своим дилерам схему 40-дневной рассрочки платежей как некой альтернативы кредитным схемам. Завод старается максимально уйти от убытков своими силами. И, по всей видимости, схема начала действовать. Если еще пару недель назад продукция предприятия дешевела, то сейчас цены стабилизировались, хотя "затоварка" продолжается.

Дилеры зарубежных авто тоже столкнулись с проблемой забитых площадок. Как рассказал старший менеджер специализированного салона Роман Орлов, на такой спад покупательской активности никто не рассчитывал, и поэтому подготовиться вовремя не успели. Здесь есть свои нюансы: как правило, в салонах многочисленных официальных дилеров автомобили заказываются специально под клиента — ждать их приходится от одного месяца до полугода. Уже не единицами исчисляются случаи, когда будущий хозяин, под влиянием "кризисной" нервозности, просто не дожидался нового "железного друга": "Было такое, что люди отказывались от заказанной ранее машины. То есть авто было выкуплено под клиента, он его ждал три месяца, машину привезли, а он приходит в салон и говорит: извините, я передумал покупать, верните залог. Спад произошел очень резкий. Но мы надеемся, что это временно", — говорит Роман Орлов.

Так получилось, что кризис выступил своего рода лакмусовой бумажкой в проверке на прочность автосалонов. Стало отчетливо видно, кто и в чем просчитался, прогибаясь под клиента и гонясь за прибылью. К примеру, те, кто работал с мелкими банками, не связываясь с крупными игроками, "докапывавшимися до каждой бумажки", остались вовсе без кредитных программ.

— Мы работали с 15 банками. Как только стало понятно, что кризиса не миновать, пять из них сразу свернули кредитные программы и разорвали с нами отношения. Еще пять — подняли кредитные ставки в среднем на 2%, оставшиеся пять — даже не дернулись и все оставили как есть, — говорит менеджер крупного автодилера Татьяна. Из дальнейшего разговора выяснилось, что те, которые "не дернулись", — крупные российские банки, ушедшие — маленькие. По ее словам, "людям абсолютно все равно, какой банк дает им взаймы, главное, чтобы давали". А потому их компания не испытывает никаких трудностей с продажами.

В другой фирме, торгующей автомобилями, менеджер по продажам Василий сообщил, что нервозность в воздухе все же чувствуется. Но выражается это не в спаде клиентского потока ("идут, конечно, меньше, чем в прошлом году, но тотального спада нет"), а в странных вопросах клиентов. У него как у специалиста по продажам сложилось впечатление, что народу все равно чего брать, лишь бы вложить деньги на более-менее выгодных условиях.

— Нет ничего удивительного в том, что граждане потянулись за машинами, — объяснил в разговоре с "МК" президент крупной компании, торгующей автомобилями, Владимир Попов. По словам эксперта, у них продажи не сократились, а повысились. Сыграло на руку общероссийское недоверие к банковской системе. Народ идет и снимает все деньги со счетов с целью их куда-нибудь вложить. Но квартиру купить нереально, как и загородный дом. Остается один ликвидный актив — автомобиль. “Никогда такого не было. Сейчас 75—80% продаж происходит за наличные деньги”, — удивляется Попов. И добавляет, что скорее всего решение это правильное. Кризис когда-нибудь закончится. А в результате всех этих передряг те, кто инвестировал в автомобили, могут потерять до 15% от потраченной суммы. Инвесторы в недвижимость — до 40%, а в ювелирку, по мнению эксперта, — вообще все 200%. Ну а граждане, которые не могут заявиться в салон с чемоданом наличных денег, спокойно берут авто в кредит. Правда уже не под 14—16%, а под 19—20%.

В общем, все наши собеседники, как бы ни шли у них дела, сошлись в одном: цены на новые иномарки, которые у нас и так выше, чем где бы то ни было, не собираются снижаться. Предпосылок нет, знаете ли. У одних их метут, а значит, переписывать ценники, мягко говоря, глупо. У вторых не выбирают. Снизить стоимость — потерять в прибыли. Что же касается кредитов на "железных коней", то тут, как шутят аналитики, "нет предела совершенству".

Текст: Юлия Шестоперова, Нина Кузьмина.
Московский комсомолец