Кризис совершил революцию в автомобильной иерархии

10.11 10:31

Если сравнивать автопроизводителей со странами мира, то General Motors сейчас больше всего подходит роль Советского Союза.

GM в течение 77 лет была автомобильной компанией № 1 в мире, и вот теперь этот титул уплывает из ослабевших американских рук. Если быть точным, крупнейшим автопроизводителем Toyota стала еще по итогам первого квартала, однако она еще ни разу не становилась лучшей по итогам всего года. На самом деле, для американского концерна потеря призрачного титула – одно из наименьших зол в теперешней сложной ситуации, не за горами возможное банкротство.

По результатам третьего квартала Toyota зафиксировала падение продаж на 4% – до 2,24 млн шт. За девять месяцев GM продала 6,66 млн автомобилей, Toyota – 7,05 млн.

Однако лидерство по объемам продаж по-прежнему может быть отдано как одной, так и другой компании, все зависит от того, как эти продажи считать. Компании прибегают к разным хитростям, пытаясь приписать себе побольше проданных машин. Toyota в свои продажи включает результаты по своим “дочкам” Daihatsu и Hino (грузовые авто) и их продажи в Японии, на огромном рынке, где GM имеет минимальное присутствие. В то же время GM прибавляет к своим цифрам 450 тыс. авто Wuling, собранных на китайском СП, в котором GM принадлежит 34%.

Тем не менее для GM ситуация в ближайшее время может только ухудшиться, учитывая тот факт, что рецессия охватит те рынки, на которых до этого продажи брендов компании только росли. “Похоже , их тоже ждет спад, что должно беспокоить не только GM, но и всех остальных производителей, включая Toyota”, – считает Аарон Брэгман, автомобильный аналитик IHS Global Insight.

Развивающиеся рынки в последнее время стали основными для той же GM. “Рост продаж сейчас можно наблюдать только на развивающихся рынках”, – утверждает Майк ди Джиованни, исполнительный директор GM по мировому рынку и отраслевой аналитике. В последнем квартале 1,3 млн машин (или 61% от общего объема) GM продала за пределами США.

Продажи активно росли в таких регионах, как Юго-Восточная Азия и Латинская Америка, особенно отличились Китай, Россия и Бразилия. Ди Джиованни говорит, что GM по-прежнему считает, что эти рынки имеют все шансы на продолжение роста. Однако аналитики считают, что GM должна озаботиться возможным падением и на этих рынках.

На рынке даже появились слухи, правда, быстро опровергнутые руководством американской компании, что GM просила помощи своего заклятого японского соперника, чтобы реанимировать свой бизнес. По сообщению агентства Kyodo News, GM обращалась в Toyota с предложением провести встречу руководителей компаний, на которой предложила бы японцам приобрести часть своих активов, однако получила отказ. Слух, хоть не подтвердился, является достаточно показательным. Пять последних кварталов GM терпит многомиллиардные убытки, и, что самое страшное для компании, – начинают подходит к концу денежные средства. Резервы компании составляют на сегодня порядка 16 млрд долларов, этих денег концерну хватит только до середины 2009 года. Если правительство США не придет американским автопроизводителям на помощь, американский автопром разорится.

 

Однако кризис затронул и безусловных лидеров отрасли. Идеальная по сравнению с GM Toyota тоже начинает страдать от кризиса. По итогам второго квартала чистая выручка компании снизилась на 69% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года из-за падения продаж в США и Западной Европе и усиления японской иены.

Падение показателей самой успешной автокомпании в мире оказалось сильнее, чем предполагали аналитики, и подчеркнуло глубину кризиса в отрасли. “Защита окружающей среды (Экологическими технологиями компания увлеклась в последнее время. – Autonews.ru) – самое трудное из всего, чем мы когда либо занимались”, – отметил вице-президент Toyota Мицуо Киносита, добавив, что и в следующем году продажи будут на кризисном уровне из-за слабого спроса на американском рынке.

В мае-августе продажи компании упали впервые за семь лет, что привело к снижению проноза продаж за год на полмиллиона машин – до 8,24 млн.

Компания уже уменьшила свои прогнозы по финансовым показателям за год. Прогноз по чистой прибыли снижен на 56% – до 550 млрд иен (5,1 млрд долларов), по операционной прибыли – на 63% – до 600 млрд иен (6,1 млрд долларов). Учитывая, что в первом полугодии прибыль компании составила 582 млрд иен, получается, что во второй половине года компания будет работать в ноль, чего с Toyota не случалось уже очень давно.

Как утверждает Financial Times, Toyota уже создала “чрезвычайный комитет по улучшению доходности”, который возглавил президент компании Кацуаки Ватанабе, для снижения издержек и пересмотра производственных планов.

Компания уже занимается переоборудованием своих американских заводов под производство компактных автомобилей и гибридов и собирается скинуть избыток непроданных пикапов Tundra и Sequoia в страны Ближнего Востока и Латинской Америки.

Текст: Сергей Самсонов.


autoNews.ru