Подержанная иномарка станет роскошью

11.11 10:35

В ряде российских регионов, часть населения которых традиционно занимается ввозом подержанных иномарок, зреет протест.

Недовольство вызвало предложение правительственной комиссии по защитным мерам во внешней торговле повысить ставки ввозных таможенных пошлин на иностранные автомобили с пробегом. Автомобилисты считают, что чиновники лоббируют интересы отечественного автопрома. Расплачиваться же придется покупателям, для которых 3–5-летняя иномарка станет роскошью, а не средством передвижения.

Вчера во Владивостоке около тысячи машин проехали колонной с зажженными фарами, лозунгами и плакатами. Акция протеста связана с итогами состоявшегося накануне заседания комиссии по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике, на котором было решено рекомендовать правительству повысить ставки ввозных таможенных пошлин в отношении бывших в эксплуатации автомобилей иностранного производства.

Предлагается более чем вдвое поднять пошлины для иномарок старше пяти лет. Абсолютный размер ставки рекомендовано поставить в зависимость от объема двигателя и установить в размере от 2,5 до 5,7 евро за 1 куб. см для легковых автомобилей, на грузовые определить в размере от 2 до 4,4 евро за 1 куб. см, на автобусы – 3 евро за 1 куб. см. Также признано целесообразным установить таможенную ставку на импорт легковых авто со сроком эксплуатации от 1 до 3 лет на уровне 30%. Аналогичные размеры ставок предложено ввести и на легковые автомобили со сроком эксплуатации от 3 до 5 лет. Между тем на сегодня минимальная ставка на ввоз иномарки в Россию составляет 1,4 евро на куб. см для двигателя объемом менее 1000 куб. см. Для машин с двигателем до 1,5 тыс. куб. см ставка равна 1,5 евро, от 1,5 тыс. до 1,8 тыс. куб. см – 1,6 евро, от 1,8 до 3 тыс. куб. см – 2 евро, более 3 тыс. куб. см – 3,2 евро.

В случае, если новые меры будут одобрены, ситуация на автомобильном рынке России претерпит серьезные изменения. А здесь вращаются огромные деньги. По данным Федеральной таможенной службы, импорт легковых автомобилей в РФ за январь–сентябрь 2008 года по сравнению с аналогичным периодом 2007 года увеличился на 44,3% – до 1,58 млн. штук. Из них почти четвертая часть пришлась на подержанные иномарки. Именно эти машины объективно вступают в конкуренцию не только с продукцией российского автопрома в лице АвтоВАЗа и КамАЗа, но и иностранных автопроизводителей, развернувших в России более 30 предприятий на условиях автосборки.

На АвтоВАЗ сегодня приходится около 60% выпускаемых в России машин и около 30% продаж. По словам исполнительного директора объединения автопроизводителей России Игоря Коровкина, Волжский автозавод производит и продает до 800 тыс. автомобилей в год. По его мнению, предлагаемые меры «улучшат структуру импорта» подержанных машин, которые в полной мере будут отвечать требованиям безопасности и экологии.

Однако независимые эксперты говорят о том, что предложение о повышении ввозных пошлин на бэушные иномарки грозит сокращением объемов импорта этих машин в Россию. В результате на рынке возникнет дефицит, что приведет к росту цен. Причем не только на новые автомобили, но и на старые. «Рынок иномарок в России будет стремительно стареть. Если правительство примет это решение, то люди скоро вообще будут ездить на металлоломе», – утверждает один из калининградских предпринимателей, длительное время работающий в этом сегменте рынка. Этот вывод подтверждает прогноз PricewaterhouseCoopers: к 2012 году, когда заводы западных автопроизводителей заработают в России на полную мощность, внутренний рынок сохранит серьезную зависимость от импорта – его объем достигнет примерно 6 млн. машин, но лишь половину спроса смогут удовлетворить за счет автомобилей, производимых в нашей стране.

Текст: Игорь Наумов.


Независимая газета