Правительство РФ персмотрело ставки ввозных таможенных пошлин в отношении транспортных средств иностранного производства, срок эксплуатации которых превышает пять лет.
Абсолютный размер ставки в зависимости от объема двигателя составит: на легковые автомобили – от 2,5 до 5,7 евро за 1 куб. см, на грузовые автомобили – от 2 до 4,4 евро за 1 куб. см, на автобусы – 3 евро за 1 куб. см. Ранее эти ставки действовали на автомобили с возрастным порогом до 7-ми лет.
Также признано целесообразным установить таможенную ставку, применяемую при импорте в Россию легковых автомобилей со сроком эксплуатации до трех лет, на уровне 30% вместо сегодняшних 25%. Аналогичные размеры ставок предложено ввести на легковые автомобили со сроком эксплуатации от трех до пяти лет. Введение в действие новых ставок ожидается уже в конце 2008 года.
Инициатива по повышению таможенных пошлин исходила от Комиссии правительства РФ по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике в целях поддержки местных автосборочных предприятий в условиях финансового кризиса. Изначально ставки собирались повысить и до 35%. Говорят, что в ближайшее время могут законодательно запретить ввоз тех моделей, которые собираются или будут собираться в ближайшее время на территории РФ. Учитывая, что повышение пошлин произошло в рекордно быстрые сроки и фактически в закрытом порядке, это совсем не исключено и было бы вполне логично.
Ну, а пока повышение таможенных ставок приведет к сокращению импорта и росту цен на импортные автомобили. В первую очередь под удар попадут подержанные автомобили. "Увеличение пошлины для автомобилей старше пяти лет увеличит стоимость продукции для потребителя примерно в полтора раза. Вследствие этого спрос на этот сегмент среди потребителей в ближайшем будущем резко сократится", - комментирует аналитик "Церих Кэпитал" Роман Ткачук.
Подрастут цены и на новые автомобили, по поргнозам экспертов, как минимум на 6-8%. Для российских автопроизводителей повышение пошлин – шанс увеличить свою долю на рынке. Поэтому, возможно, российские производители воспользуются ситуацией с финансовой выгодой для себя и повысят цены на свою продукцию. Иностранные автопроизводители в долгу не останутся. "Вероятно, издержки импортеров соответственно возрастут, что будет компенсировано ценами, - комментирует аналитик ФК "Открытие" Кирилл Таченников. - Но в данный момент увеличение цен обернется еще большим падением сбыта, таким образом, объем импорта в ближайшее время сократится".
Правительственное нововведение вызвало бурю недовольства среди автопредпринимателей, а новые таможенные пошлины были окрещены "драконовскими". Во Владивостоке уже прошел митинг протеста с участием тысяч автомобилистов. Они отмечали, что люди приобретают вторичные автомобили, потому что они дешевле, надежнее и комфортнее тех, что в настоящее время предлагают отечественные производители. Для потребителей новых автомобилей тоже радостного мало. Большинство россиян пока скептически настроены в отношении, например, BMW X5 калиниградской сборки или Hummer. Они предпочитают иномарки оригинальной сборки... Теперь за качество придется платить еще больше...
Текст: Елена Костякова