Налог на продажу подержанного авто будет снижен.
Соответствующий закон подписал позавчера российский президент. Эксперты считают, что, хотя революции на авторынке не произойдет, появится больше салонов, принимающих старое авто в зачет нового, а комиссия при перепродаже снизится на несколько сотен «зеленых».
Поправки в Налоговый кодекс (НК) по-новому определяют базу для налога на добавленную стоимость (НДС) при операции по продаже авто, приобретенных у физических лиц (не являющихся налогоплательщиками) для последующей перепродажи. Проще говоря, закон по-новому отвечает на вопрос: если автосалон приобретает подержанный автомобиль у гражданина, а потом перепродает его, то с какой суммы уплачивается НДС? Раньше бизнесмены платили со стоимости проданной салоном бэушной машины. Получалось, что за одно и то же авто налог взимался дважды: сначала – когда его продавали новым, а потом – когда сменялся владелец уже «побегавшей» машины. С 1 января 2009 года при продаже подержанного авто НДС будет уплачен не со стоимости старого «железного коня», а с разницы между этой стоимостью и ценой, по которой салон выкупил его у прежнего владельца.
Казалось бы, какая нам разница, сколько платит салон. Однако эксперты утверждают, что эти налоговые тонкости отразятся и на автолюбителях. Ведь из-за высокого налога покупка нового авто с зачетом стоимости старого (схема trade-in) раньше была выгодна преимущественно крупным салонам, теперь же такая практика распространится и в мелких. «Это тот редкий случай, когда закон, выгодный автодилерам, выгоден и автовладельцам. Революции на рынке не произойдет, но комиссия, которую взимал салон при покупке подержанного авто, может снизиться примерно на 70%», – пояснил «НИ» председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин.
«Когда я продавал свое старое авто по схеме trade-in, то рыночная цена на него составляла около 5700 долларов, но компания предложила выкупить его на 500 долларов дешевле», – рассказал «НИ» автовладелец Владислав Р. Таким образом, при снижении комиссии на 70% она в данном случае составила бы 350 «зеленых», а в целом автовладелец сэкономил бы около 6% суммы.
Однако эксперты не очень надеются на снижение комиссий. По крайней мере, поначалу дело ограничится тем, что больше автосалонов начнут принимать старые авто в зачет. Но это тоже неплохо для потребителей хотя бы тем, что появится больше возможностей продавать авто официально, в более комфортных условиях, снизится угроза мошенничества. По мнению бюджетного комитета Госдумы, где разрабатывались поправки в НК, это приведет к тому, что больше НДС с продажи бэушных авто пойдет в федеральный бюджет. «Некоторая легализация этого рынка действительно произойдет», – соглашается с депутатами г-н Похмелкин.
Вторичный рынок автомобилей в России велик, но в основном находится в «тени». По расчетам аналитического агентства «Автостат», лишь 20% подержанных машин продается через официальные автосалоны, а остальные – через рынки, частные объявления в газетах и в Интернете, по знакомым и друзьям. Например, в прошлом году было продано 380 тыс. подержанных иномарок на сумму 6,8 млрд. долларов. По прогнозам, объем продаж б/у в 2008 году составит 5–6 млн. машин, а продажи новых только приблизятся к отметке 3–4 млн. В случае успеха бюджет может рассчитывать на поступления налога, превышающие 1 млрд. долларов. Кстати, законодатели исключили из закона норму о том, что подержанной считается машина старше трех лет. С другой стороны, налоговые льготы распространяются лишь на автосалоны. Например, таксопарки, приобретающие старые «тачки», не смогут их в будущем выгодно перепродать.
Текст: Николай Дзись-Войнаровский.