Во вторник Ассоциация европейского бизнеса обнародовала последние данные своих исследований российского авторынка.
Продажи иномарок в ноябре сократились в годовом выражении на 15% – впервые за всю четырехлетнюю историю исследований ассоциации. Производители уже начали рапортовать о сокращении выпуска новых машин на российских заводах. Если падение продаж продолжится, это чревато серьезными потерями для российской экономики.
Сообщение комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса о 15-процентном сокращении продаж во вторник привело агентство Reuters: «Впервые за последние четыре года с момента публикации отчетов продажи за ноябрь продемонстрировали отрицательный показатель, что свидетельствует об общем ухудшении ситуации на рынке во всех сегментах».
Объем продаж автомобилей иностранных марок в РФ снизился в ноябре 2008 года на 15% до 136 554 машин, за 11 месяцев 2008 года вырос на 31% до 1,915 млн машин, цитирует данные ассоциации и ПРАЙМ-ТАСС.
Отмечается, что самой популярной иностранной маркой на российском рынке в январе – ноябре была Chevrolet (215 480 машин), на втором месте – Hyundai (183 013 машин), на третьем месте – Toyota (176 232 машины).
Самым популярным автомобилем на российском рынке в январе – ноябре 2008 года был Ford Focus (83 347 машин), на втором месте оказалась Chevrolet Lacetti (74 836 машин), а на третьем – Renault Logan (69 042 машины).
Поведение российских покупателей перед лицом надвигающегося кризиса совершенно адекватное и цивилизованное. Сейчас россияне на всякий случай стараются избегать крупных трат, без которых можно обойтись.
Опасение вызывает то, что если эта тенденция продолжится и граждане не устремятся снова в автосалоны, то страна потеряет десятки тысяч рабочих мест, не говоря уже о несобранных налогах. Известно же, что одно рабочее место в автопроме создает до 14–16 рабочих мест у смежников. Сокращение выпуска машин значит сокращение спроса на продукцию металлургов и стекольщиков, и так далее. А в лидерах продаж иномарок на российском рынке те, которые делаются в РФ.
Производители не дожидались отчета Ассоциации евробизнеса. В понедельник российский офис Ford сообщил, что с 24 декабря по 21 января остановит производство на заводе «Форд-Всеволожск» в Ленинградской области, так как «необходимо сократить объем выпускаемой продукции в декабре и январе». Сократят на 3,5 тысячи машин. Рабочих пока не увольняют, но за этот период они получат только две трети от своей зарплаты.
Пока Ford уверяет, что от планов наращивания производства и выпуска, например, в России новой модели Mondeo не отказывается. Но если не будет спроса, планы придется корректировать.
С 12 декабря по 12 января Renault останавливает производство Logan на заводе «Автофрамос» в Москве. Тоже из-за падения спроса.
Renault, как и Ford, на месяц (с 12 декабря по 12 января) остановит производство завода «Автофрамос» в Москве из-за падения спроса на единственную модель завода – Logan, писал «Коммерсантъ» 28 ноября.
Volkswagen в 2009 году на 13% снизит выпуск автомобилей на его заводе в Калуге.
За этими сухими цифрами – люди. О судьбе своих рабочих сообщило недавно и ООО «Таганрогский автомобильный завод» («ТагАЗ», Ростовская область). Там намерены сократить 430 человек из-за планирующегося перехода на работу в две смены. Когда будет этот переход, на сайте компании не сообщается, пока «ТагАЗ» работает в три смены. Всего на предприятии трудятся девять тысяч человек. К ноябрю этого года они произвели 95 тысяч 284 автомобиля по лицензии Hyundai.
В отчете о результатах исследования Ассоциации европейского бизнеса не говорится ничего про производителей российских машин.
Между тем им нисколько не помогает то, что граждане стали покупать меньше иномарок. По данным волжского завода, ООО «АвтоВАЗ» сократило продажи автомобилей в РФ за 10 месяцев на 1,6% – до 533,7 тысяч машин. Причем в октябре продажи упали сразу на 20% (данных по ноябрю пока нет).
Также пока нет данных о том, как уже повлиял спад в автомобилестроении на смежников, на тех же металлургов и стекольщиков. Эти данные мы получим по итогам четвертого квартала.
Впрочем, государство оперативно принимает меры по поддержке российского автопрома. «АвтоВАЗ» уже получил льготные кредиты, другим производителям будет обеспечена протекционистская поддержка.
Во вторник, кстати, премьер-министр России Владимир Путин подписал постановление правительства «О внесении изменений в Таможенный тариф в отношении некоторых моторных транспортных средств». Согласно документу повышаются импортные пошлины на легковые и грузовые автомобили, а также меняется с семи до пяти лет срок отнесения легковых автомобилей к категории подержанных, сообщает «Интерфакс». Это должно помочь тем, кто производит автомобили в РФ.
Теперь важно быстрее обеспечить поддержку и российским потребителям, покупателям автомобилей. Производители сейчас очень внимательно следят за инициативами «Единой России» по поддержке покупательского спроса, за действиями финансовых властей по реанимации выдачи кредитов людям. Ведь в конечном счете все усилия будут тщетны, если россияне так и не начнут снова покупать автомобили.
Текст: Владимир Бекметов.