Премьер-министр Владимир Путин подписал постановление, повышающее ставки таможенных пошлин на импортные иномарки.
Закон вступит в силу после новогодних праздников. Эксперты ожидают вторую волну роста цен на иномарки, по сравнению с которой объявленное повышение стоимости Lada на 2-3% покажется сказкой.
Согласно постановлению правительства "О внесении изменений в Таможенный тариф в отношении некоторых моторных транспортных средств", повышаются импортные пошлины на легковые и грузовые автомобили, а также меняется с 7 до 5 лет срок отнесения легковых автомобилей к категории подержанных.
Импортные пошлины на новые автомобили и подержанные до 3 лет увеличиваются с 25% до 30% или от 1,2 до 2,8 евро за 1 куб. см объема двигателя. Таможенные ставки на машины возрастом от 3 до 5 лет увеличены до 35%, или от 1,2 до 2,8 евро, на авто старше 5 лет процентная ставка не действует, а пошлина составит от 2,5 до 5,8 евро в зависимости от объема двигателя (новые пошлины см. в доп. материалах). В силу новые ставки вступают аккурат после новогодних каникул 10-11 января (со дня опубликования постановления).
Вопрос о повышении пошлин был принят комиссией по защитным мерам во внешней торговле под председательством вице-премьера Виктора Зубкова еще 7 ноября. А на подпись Путину проект направили уже 13 ноября, а подписал он его в пятницу на прошлой неделе. От первоначального подписанный проект отличается не сильно, однако некоторые ставки выросли больше, чем планировалось.
Новые правила вводятся для поддержки отечественного автопрома. В выигрыше также окажутся иностранные концерны, имеющие местное производство. Следующим шагом правительства по спасению в кризис отечественного автопрома станет субсидирование процентных ставок по кредитам, а также поддержка лизинговых схем продаж машин (что очень важно для группы "ГАЗ" и "Камаза").
Новая волна роста цен
Первая волна роста цен на иномарки уже объявлена. Toyota перешла на долларовые цены с 8 декабря, что привело к подорожанию Toyota и Lexus в среднем на 6,5%. Так, Toyota Corolla в минимальной комплектации прибавила 33 400 руб. (+6,5%), и цена на модель начинается теперь от 544 900 руб. Японские Mazda также уже выросли в цене на 5-7%. С нового года в среднем на 5% подорожают автомобили Ford. О росте цен также объявил Hyundai. А дистрибьютор китайских автомобилей Great Wall, BYD, Brilliance и FAW - компания "Ирито", объявила о самом значительном удорожании с нового года - сразу на 15-20%.
Вряд ли эти концерны рискнут пойти на повторное повышение цен, скорее всего они уже заложили риски роста пошлин, считает Бончев. Он не исключает, что решение объявить о неприятной для потребителей новости роста цен первыми является для них специальным маркетинговым шагом. Ведь те производители, которые бросятся повышать цены вслед за ними после подписания постановления будут выглядеть большими "негодяями" в глазах потребителей. Правда, дистрибьютор китайских автомобилей "Ирито" (импортирует Great Wall, BYD, Brilliance и FAW) объявляя о 15-20%-ном повышение цен на китайские модели, предупреждал, что при введении правительством новых пошлин вынужден будет еще больше повысить цены.
Таким образом, вторая волна роста цен на иномарки в России неизбежна. Предугадать, каким будет дальнейшее повышение, очень сложно, считает Бончев. Впрочем, ранее эксперты говорили, что увеличение пошлин приведет как минимум к 8-10%-ному росту цен на иномарки. Ведь, за иномарку с двигателем 1,6 л импортер будет платить таможне теперь пошлину в размере 2400 евро вместо 720 евро по старым ставкам. Так, на фоне предстоящего удорожания иномарок объявленный рост цен на автомобили Lada c 26 января на 2-3% выглядят незначительным детским "капризом".
Не исключено, что в ожидании нового витка роста цен, а также начала распродаж в середине декабря, произойдет скачок продаж в предновогодний месяц. Хотя ситуация с продажами в декабре по сравнению с провальным ноябрем улучшится ненамного, не скрывает скепсис Бончев. По его прогнозу, в декабре будет продано порядка 150 тыс. иномарок против 136,6 тыс. в ноябре, то есть больше на 9-10%.
Удар по Дальнему Востоку
Повышение пошлин на подержанные иномарки серьезно ударит по Дальнему Востоку, где царствуют праворульные б/у автомобили. На долю японских марок приходится 87% автопарка этого региона, по данным "Автостата". Новые таможенные ставки фактически удвоят цены на японский "секонд-хенд". Сейчас Honda Accord с правым рулем в возрасте девяти лет можно приобрести за 250-270 тыс. руб.й (из которых 158 тыс. руб., или 4400 евро, составляет пошлинный сбор). Однако с нового года только за растаможку этого авто придется выложить 288 тыс. руб. или 8000 евро.
Правительство может пойти еще дальше. Сегодня в рамках мер по развитию автомобильной промышленности и обновления российского автопарка будет рассмотрен вопрос ограничения срока эксплуатации отдельных видов машин на территории страны.
Тем временем, автомобилисты в некоторых городов Приморья готовятся провести 14 декабря в воскресение акции протеста против повышения пошлин. В рамках акции участники намерены собрать подписи под письмом к руководству страны с предложением альтернативных способов поддержки отечественного автопрома: пересадить всех чиновников на отечественные машины и экономить бюджетные деньги в условиях кризиса.
Текст: Ольга Самофалова.