По прогнозам Российского топливного союза, уже в январе 2009 года средняя розничная цена бензина марки АИ-92 в России может составить 16—17 рублей за литр.
При этом, по данным Московской топливной ассоциации, с августа, когда был зафиксирован максимум стоимости продукции на АЗС, он подешевел на 3,47 рубля. На 8 декабря средняя цена “девяносто второго” в Москве — 21,38 рубля.
При условии уменьшения с 2009 года экспортной пошлины и ставки НДПИ бензин должен подешеветь в рознице на несколько рублей. По мнению вице-президента Российского топливного союза Евгения Аркуши, глупо было бы ожидать падения розничных цен на бензин в России, прямо пропорционального падению стоимости нефти.
“Сегодняшние цены на нефть соответствуют уровню 2004 года. Тогда бензин был существенно дешевле. Но не стоит забывать об инфляции за эти три года и о том, что экспортные пошлины за это время существенно выросли”, — напоминает он.
В этом прогнозе есть одно “но”. “Средняя цена бензина в 16—17 рублей для российских автомобилистов возможна, если не изменятся ни внешняя, ни внутренняя ситуация, а мировые цены на энергоносители останутся по-прежнему низкими, — подчеркивает Евгений Аркуша, — правда, на фоне сокращения добычи и разговоров о вступлении России в ОПЕК гарантировать этого никто не может”.
И впрямь, ситуацию нельзя назвать спокойной. На днях министр энергетики Сергей Шматко объявил, что к 17 декабря, когда будет проходить сессия ОПЕК, Россия сформирует свои предложения о снижении добычи нефти. Позже об этом говорил и Дмитрий Медведев. А вице-президент ЛУКОЙЛа Леонид Федун надеется, что по итогам грядущей сессии произойдет реальное и значительное сокращение добычи, в том числе поддержанное Россией: “Если с рынка убрать 2,5 млн. баррелей в сутки, то цена будет на уровне $60—80 за баррель”.
Однако снижение объемов добычи может оказаться бесполезным. Маховик мировой экономики тормозится быстрее, что отражается на спросе на “черное золото”. Так, отказ американского сената выделить помощь автопрому своей страны в размере 14 млрд. долларов уже не лучшим образом сказался на мировых биржевых индексах, в частности на азиатских. При этом “Крайслер” и “Дженерал Моторс” заявляют, что уже к концу года они могут остаться без средств.
Вопрос стоит о банкротстве большой тройки заокеанских автопроизводителей. Крах автогигантов неминуемо снизит мировой спрос на энергоресурсы. При этом российские автомобильные заводы тоже не в лучшей ситуации, многие из них остановили производство. О временном прекращении деятельности уже заявили представители ГАЗа, ВАЗа, “GM-АвтоВАЗа”, КамАЗа, заводов Volkswagen и Renault, а вскоре к ним присоединятся еще и Всеволожский Ford вместе с General Motors. В случае падения внешнего спроса на российском внутреннем рынке будет оставаться больше нефтепродуктов, что и скажется на еще большем снижении розничных цен на российских АЗС.