Российское правительство одним-единственным решением практически убрало очереди на российской границе.
Это раньше в новостях на телеканалах неизменно присутствовал сюжет о многокилометровых автомобильных пробках на въездах в нашу страну. Теперь таможня и пограничники скучают: вступившие в силу пошлины на ввоз в страну подержанных иномарок сделали этот бизнес неконкурентоспособным. По крайней мере, до осени. Перегонщики уже окрестили 12 января 2009-го своим “черным понедельником”.
Временный характер принятой меры (новые пошлины вводятся на 9 месяцев), как ничто другое, указывает на протекционистский характер принятой меры. Протекционизм в первую очередь по отношению к продукции отечественного автопрома, к которому теперь относят и собранные на территории страны иномарки.
Впрочем, вряд ли стоит лукавить. Сборочные производства иномарок высокотехнологичны, на них создано относительно немного рабочих мест. Основная забота проявлена о ВАЗе, ГАЗе и немногих оставшихся традиционно отечественных автопроизводителях.
“Отечественные иномарки” в такой помощи вряд ли нуждаются. Что доказывает хотя бы тот факт, что, к примеру, ряд таких заводов (GM в Петербурге, Renault-Автофрамос в Москве и Volkswagen в Калуге) уже возобновили свою работу после рождественских каникул. В отличие от российских автогигантов и производств меньшего масштаба.
Декларированная правительством забота о том, чтобы дальневосточники покупали российские авто по приемлемым ценам, вряд ли воплотится в реальность. Продавать и обслуживать российские автомобили там просто некому. Что уж там говорить, если даже на разгон первой акции протеста во Владивостоке милиция приезжала на праворульных джипах. Строить новые дилерские центры в условиях не очевидного спроса и явного кризиса ни одна здравомыслящая компания не станет. Так что, не говоря уже о весьма проблематичной выгоде для отечественной промышленности от принятого решения и о падении таможенных сборов в регионе (а значит, и о снижении собираемости денег в бюджет), очень похоже, что правительство породило новый клубок проблем. Одна надежда, что пошлины введены всего на 9 месяцев. Как-нибудь перелетуем.
Эксперты “МК”
Михаил КУЛЯБИН, президент общественной организации “Некоммерческое партнерство “Независимые импортеры”:
— Это создаст лишь условия для повышения цен на наши автомобили. В течение года они вырастут на размер введенных пошлин. И тогда возобновится импорт иномарок — в первую очередь подержанных. Так что конечная цель, которую преследовало правительство, не будет достигнута. Россияне продолжат покупать б/у-иномарки, только вынуждены будут мириться с переписанными ценниками.
Анатолий СЕМЕНОВ, советник председателя подкомитета по экономике и инновациям Комитета Госдумы по культуре:
— Все государства, которые реально хотели развивать свой автопром, повышали пошлины. Вот, например, в Китае пошлины на иномарки в среднем подросли на 60%. Так что, казалось бы, мера правильная и должна сработать. Однако есть много “но”. Помимо пошлин есть еще и налоги, которые в том же Китае опустили ниже некуда. Вся провинция, в которой концентрируется китайский автопром, была объявлена свободной зоной. И это еще не все: наш автопром несет куда большие затраты на энергоресурсы. Безусловно, “на радостях” всплеск отечественного автопрома на первых порах произойдет и его продукция пойдет дорожать. Но этот всплеск быстро стухнет из-за отсутствия спроса со стороны населения вследствие кризиса.
Москва
До весны рост цен будет плавным
Автосалон, специализирующийся на продаже иномарок с пробегом на окраине российской столицы. Менеджер Кирилл возглавляет отдел продаж. О предполагаемом взлете цен он рассуждает спокойно.
— У меня всего два частника, продающих иномарки, пригнанные своим ходом. Ну они после Нового года и подняли цены. Это по большей части джипы средней ценовой категории. В районе полумиллиона рублей. Набросили где-то тысяч по 50. Я считаю, что зря. Подержанных машин в данный момент в России избыток. Пока их не продадут, поднимать цену частникам смысла не имеет. Просто покупатель купит иномарку, ввезенную до повышения пошлин.
Слова продавца лучше всего комментируют ряды подержанных иномарок, выстроившиеся возле каждого автосалона. Машины есть, а вот с покупателями проблема.
Петропавловск-Камчатский
Все авто уже подорожали на 100 тысяч
С понедельника многие россияне, живущие вдалеке от центра страны, распрощались с надеждой на собственный автомобиль. В первый день действия повышенных пошлин на ввоз иномарок подержанные “японки” и “корейцы” на авторынках Дальнего Востока стоили уже на 20—30% больше, чем еще пару месяцев назад.
Например, в “тупиковом” дальневосточном Петропавловске-Камчатском, в который автомобили завозят исключительно для внутреннего пользования, странности с ценами начали твориться недели за две до Нового года. Машины на авторынках стабильно дорожали на 5 тыс. руб. в день. Не помогло и то, что у местных таможенников было куда меньше новогодних выходных, чем у остальных россиян, — все пришедшие до 12 января из Японии сухогрузы с машинами успели “растаможить” по старым расценкам.
Продавцы автомобилей боятся оказаться в пролете, поэтому цена на “четырехколесный товар” идет с потолка: ввезенных по новым правилам машин на рынке еще нет, сравнивать не с чем. Тем не менее в одном из автосалонов Петропавловска подержанные легковушки за несколько дней уже подорожали где-то на 100 тыс. руб.
Учитывая, что субсидировать морские перевозки отечественных автомобилей, в отличие от железнодорожных, правительство не подписывалось, даже условной альтернативы подорожавшим “японкам” на той же Камчатке, к которой просто не проложена железная дорога, просто нет.
Хабаровск
Через месяц цены поднимутся на 50—70%
— На сегодняшний момент автомобили, растаможенные по новым правилам, в широкую продажу еще не поступили, — рассказал “МК” один из организаторов акций протеста — Андрей Дуденок из Хабаровска. — Но уже сейчас дилеры взвинтили цены процентов на 20. Примерно через месяц цена повысится на 50—70%. Это станет настоящей катастрофой для экономики Дальнего Востока. Дохода, работы лишатся десятки тысяч людей.
Владивосток
Хроника катастрофы
Фактически проблема значительно шире, нежели озвучивается руководством страны. Речь идет не только о легковых автомобилях, но и о автотранспорте, сельскохозяйственной и строительной технике на которых работает весь малый и средний бизнес в регионах Дальнего Востока, в Забайкалье и Восточной Сибири.
В обобщенном виде проблемы (сформулированные некоторыми депутатами, учеными-экономистами, социологами, аналитиками Дальневосточного таможенного управления) будут только нарастать:
— в первом квартале текущего года — резкий обвал оборотов нескольких десятков компаний, занятых импортными поставками, таможенным оформлением, логистикой и перепродажей автотранспорта из Японии, сокращение не менее 50% персонала, что составит не менее 4—5 тысяч человек (не считая занятых в этой сфере индивидуальным предпринимательством);
— во втором-третьем кварталах — дальнейший спад: сокращение фрахта судов, ранее занятых на доставке автотранспорта, запчастей, авторезины и комплектующих из Японии, значительное сокращение грузооборота ряда небольших портов, вплоть до закрытия портпунктов в поселках Зарубино и Посьет (Хасанский район Приморского края), Ольга (Ольгинский район), Каменка и Рудная Пристань (Дальнегорский район), что чревато потерей еще не менее 3 тысяч рабочих мест.
В результате стоит ожидать значительный (от 40% и более) спад собираемости таможенных платежей, усиление коррупции на таможне, перекос деятельности импортеров в сторону “серых” и “черных” схем, контрабанда, общий износ автопарка малого и среднего бизнеса.
В конце концов на фоне уже имеющихся проблем дальневосточников с транспортными и энергетическими тарифами повышение пошлин станет в результате еще одним фактором оттока населения из стратегически важного для страны региона.
Текст: Александр Гришин, Татьяна Замахина, Дмитрий Кафанов, Елена Мишина, Игорь Кармазин, Виктор Булавинцев.