В прошлый раз, год назад, мы отмечали гигантоманию, захлестнувшую автопроизводителей, гибридизацию автомобилей премиум-класса, повышенное внимание к экологичности новых двигателей внутреннего сгорания и появление новых видов топлива, среди которых явно выделялось биодизельное, создаваемое из растений.
В России главной тенденцией 2007 года стало повышенное внимание к нашей стране всех мировых компаний и повальная организация сборочных автопроизводств. До середины 2008 года российский авторынок рос как на дрожжах, и до 2012 года нам предрекали безоблачное существование.
Теперь все резко поменялось – кризис внес в автоиндустрию существенные поправки. Компании и даже целые концерны оказались на грани разорения: американская “большая тройка” просит денег у своего правительства, клянчат на существование шведы, французы и немцы. Корейский SsangYong начинает процедуру банкротства – закрываются заводы, люди теряют работу. Отсюда первая тенденция – автокомпании начинают сокращение расходов на всем, кроме развития передовых технологий. После кризиса в выигрыше окажутся те, кто развивался, а не просто “проедал” государственные деньги.
В первой половине 2008 года гигантоманию резко сменила миниатюризация всего и вся. Резкий скачок цен на бензин привел к тому, что внедорожники оказались в опале и все производители срочно бросились минимизировать модельный ряд кто как может. В Штатах резко выросла популярность относительно маленьких экономичных автомобилей – и вот уже Chevrolet планирует выпустить в Штатах Chevy Spark, а Ford везет на продажу из Европы в США маленькую Fiesta. Кризис довел Chrysler до того, что он вынужден обратиться за опытом создания мелких авто к итальянскому Fiat.
В Европе автомобили и так по большей части крохотные – дальше некуда. Но теперь маленькие автомобили стали дорожать и пытаются получить статус премиум. Alfa Romeo использовала базу материнского Fiat, чтобы сделать маленький, дорогой да быстрый MiTo. Audi все ближе и ближе подходит к созданию модели Audi A1, а BMW намеревается возродить крохотную Isetta. Toyota, хоть и не премиум-бренд, но за свою новейшую модель Toyota iQ просит в Европе довольно внушительные деньги – почти две цены простейшего Smart за лишний ряд сидений в таком же по размерам автомобиле. Тем временем, несмотря на цену, iQ собирает отличную прессу в Европе, и, кажется, у таких автомобилей есть будущее.
В прошлом году стало ясно, что гибриды теперь удел не только самых богатых и зеленых, но и простых автолюбителей. Причем не где-то в Америке, а прямо у нас, в России. Toyota и Honda заявили, что в 2009 году выведут на российский рынок свои доступные автомобили с гибридными силовыми установками. Новое поколение Toyota Prius и новинка от Honda, модель Insight, скоро должны появиться в продаже. Это значит, что эра гибридизации уже наступила. Свои гибриды готовят VW, Citroen, Peugeot и другие компании.
Но следом просматривается новая волна – электроавтомобили и новое поколение гибридов, где не электродвигатель помогает ДВС, а наоборот, обычные дизельные и бензиновые моторы являются второстепенным агрегатом и работают исключительно как бортовые электростанции. Самым громким из таких проектов в прошлом году стал американский Chevrolet Volt. Показана уже предсерийная версия, и американский концерн из кожи вон вылезет, потратит последние деньги американского правительства, но проект доделает. Это пока единственный достойный ответ Штатов на японские достижения по строительству серийных автомобилей с альтернативными силовыми установками.
Единичные проекты электромобилей, такие как, например, серийный Mitsubishi i MiEV, уже существуют: на электрическом MiEV удалось прокатиться еще в начале 2007 года, но именно сейчас перспективное направление переросло в реальный сегмент автомобильного рынка.
Volt уже нормальный автомобиль, постановка которого на конвейер идет полным ходом. Другие автомобильные компании срочно создают свои подобные проекты. Как пример: почти все концепты на Детройтском автосалоне были гибридными или электрическими, и никаких гигантских пикапов с 6-литровыми двигателями. BMW раздает в Нью-Йорке электрические MINI на “попробовать”; Mercedes-Benz показывает в Детройте зеленый концепт и объявляет, что первые электрические Mercedes-Benz и Smart появятся в 2010 году; Renault и Nissan обещали нам к 2011 году автомобиль на электротяге и целую дорожную сеть зарядных станций на территории Израиля; Ford ведет разработку полностью электрического автомобиля, который должен появиться на рынке в 2012 году. Даже китайцы сделали первый в мире электрический кроссовер BYD e6.
Кстати, на фоне электрификации мирового легкового транспорта на передовых позициях могут оказаться новые компании, которые давно и упорно занимаются проблемой электромобилей. Американская Tesla уже прожжужала все уши своим “почти готовым” спортивным автомобилем на электротяге с феноменальными характеристиками. Швейцарское автоателье Mindset построило электрический концепт-кар на базе культовой модели Volkswagen Beetle и собирается пустить его в серию. Разве что Намибия еще не включилась в разработку альтернативного транспорта.
В плане технического прогресса кризис должен пойти на благо научно-технического прогресса. В отсутствие спроса на традиционные (читай “родом из прошлого века”) автомобили компании вынуждены искать новые решения. К российским заводам это заявление не относится. И если перечисленные тенденции мировой автоиндустрии не выдохнутся на полпути, то можно предположить, что в ближайшем будущем нас ждет волна новых компактных премиум-моделей на электрической тяге.
Кирилл Орлов