Самые популярные модели иномарок в новом году

24.02 11:33

После наступления нового года на российском автомобильном рынке воцарился полный хаос.

Из-за повышения курсов валют, а также таможенных пошлин на ввоз иномарок резко упали продажи, и сейчас даже самые смелые эксперты и маркетологи не берутся предугадать, как изменится спрос в условиях постоянно меняющейся экономической ситуации. И пусть это так и не прояснила статистика за январь – первая весточка с “поля боя” – но кое-какой повод для размышлений она дала.

Конечно, январь – не лучший месяц для объективных выводов, ведь это традиционная пора для распродаж прошлогодних машин без пробега, в великом множестве скопившихся на складах дилеров, которые еще осенью закупали их в огромном количестве, предвкушая радужные перспективы. Тут статистика складывается в пользу наименее жадных продавцов. Но итоги первого месяца года дали понять, что акценты в ближайшем будущем сильно сместятся, – привычный набор самых популярных моделей перевернулся чуть ли не с ног на голову.

Впрочем, два лидера остались прежними – это Ford Focus и Chevrolet Lacetti. Сдвинуть их с насиженных позиций, кажется, не сможет даже ядерная война. А вот “бронзу” получает Toyota Camry, которая совершила впечатляющий рывок аж с 21-го места по итогам прошлого года. Пять позиций выиграла Chevrolet Niva, а следом неожиданно расположилась Mazda3, которая поднялась на восемь мест. Прорыв Chevrolet укрепил недорогой седан Lanos (шестое место) – прежде он был лишь восьмым.

Еще один мощный рывок совершил Peugeot 308, который раньше и в топ-25 не входил. Резко улучшились позиции кроссоверов Hyundai Tucson и Toyota RAV4, и даже старый Avensis уходит на пенсию в желтой майке лидера сегмента D, поднявшись на 21-е место в рейтинге самых популярных иномарок.

Не обошлось и без громких падений: Renault Logan скатился с почетного третьего места сразу на седьмое, а из первых 25 машин выпали такие гранды, как Toyota Corolla и Mitsubishi Lancer. Сильно опустились в рейтинге и узбекские Daewoo Matiz и Nexia.

Причины такой резкой перетасовки понятны. Бюджетные модели в январе потеряли позиции, когда дилеры вынуждены были идти на любые уступки, лишь бы продать как можно больше автомобилей и остаться на плаву. В таких условиях возникли очень выгодные предложения на модели более высокого класса, и покупатели отреагировали незамедлительно.

Но к февралю-марту таблица 25 лучших снова сильно видоизменится и на верхушку вернутся недорогие модели. Однако некоторые из числа наиболее громких прорывов вовсе не собираются терять позиции. Взять, к примеру, Toyota Camry. Седан с двигателем объемом 2,4 литра и автоматической КПП в топовой комплектации “Престиж” российской сборки оценивается в 922 тысячи рублей, а “японец” даже по специальному предложению (оно действует до 15 марта) оказывается на 154 тысячи дороже. Немудрено, что Toyota приняла решение отказаться от поставок в Россию Camry японской сборки.

Но главное – Toyota Camry теперь значительно дешевле даже стоящего классом ниже седана Avensis. Разница между ними с тем же мотором и коробкой передач достигает уже 220 тысяч не в пользу “Авенсиса”, а когда закончатся скидки, то она станет еще на 300 тысяч больше. А ведь готовится к выходу новое поколение Toyota Avensis, которое будет дороже. Похожая картина и с “Короллой” – цена на автомобиль 2009 года с двигателем 1,6 на “механике” в комплектации “Престиж” составляет на сегодня (20 февраля 2009) 960 тысяч рублей.

А вот у Mitsubishi нет островка безопасности в виде завода в России. Ситуация стала близка к критической – цены на двухлитровый Lancer с вариатором начали зашкаливать за 900 тысяч рублей, а популярный Mitsubishi Outlander XL предпринимает попытки вторгнуться на территорию Land Rover Freelander. Ситуацию сейчас также отчаянно пытаются спасти дилеры марки.

Так что снижение продаж Corolla и Lancer объяснимо – за ту же цену покупатель выбирает Camry. Продолжится спад продаж и всех остальных машин из Страны восходящего солнца – дилеры распродадут остатки автомобилей 2008 года со скидками и, скорее всего, будут наблюдать пустоту в шоу-румах. Ценники на Honda и Nissan пока не заставляют падать в обморок, но тем не менее японцы вынуждены продолжать их переписывать в сторону роста. И виной тому не жадность японских компаний или их дилеров, а таможенные пошлины и резкая девальвация рубля.

Продавцам европейских марок повезло больше – подорожание идет плавно и не в таких размерах. И здесь все шансы – у Volkswagen и Skoda. Как только закончится пора гигантских скидок у конкурентов, Passat способен разом сожрать всех конкурентов в D-классе и выйти наконец-то на первое место в сегменте.

Благодаря российской сборке Volkswagen Passat и Tiguan станут дороже примерно на шесть процентов, что на фоне радикального роста цен на продукцию японских марок делает их гораздо привлекательнее. А уже весной немцы хотят развернуть в Калуге производство дизельных внедорожников Touareg. Продолжает наступление и Skoda – Octavia Tour и Fabia отлично продаются, а на подмогу к ним пришла обновленная Octavia, недавно пережившая рестайлинг.

Ford в сложившейся ситуации тоже не будет тянуть с началом выпуска Mondeo на заводе во Всеволожске – это и так уже откладывалось. Так что российский Мондео наверняка сдвинет с насиженных мест Mazda6 и Honda Accord и, чем черт не шутит, попробует навязать конкуренцию даже “Пассату” и “Авенсису”.

Успели и в Chevrolet. И с переводом Chevrolet Captiva и Opel Antara с мощностей завода “Арсенал” в собственные цеха в Шушарах, и с развертыванием полного цикла сборки модели Lacetti на калининградском “Автоторе”. А к концу года до нас доедет новейший Cruze, который будет выпускаться в России. Есть свои плацдармы и у Kia – Cee’d также производят на “Автоторе”, а Spectra – в Ижевске.

Остальным остается кусать локти и ждать, пока будут построены и запущены заводы – в первую очередь это касается Nissan и альянса Peugeot-Citroen-Mitsubishi. Но одно ясно точно: в 2009 году самыми популярными будут модели российской сборки. Ведь первая четверка – Ford Focus, Chevrolet Lacetti, Toyota Camry и Chevrolet Niva – гордо носит клеймо “Made in Russia”.

* Жирным шрифтом выделены новички рейтинга. По данным Комитета автопроизводителей АЕБ. Иллюстрация с сайта autonews.ru.

Текст: Вадим Гагарин.

autoNews.ru