Перспективы развития биотоплива пока неоднозначны.
Кроме его дороговизны и неприспособленности для “потребления” большинством продаваемых автомобилей, есть еще и политические факторы, которые препятствуют шествию этанола по континентам. На фоне стремительно повышающихся цен на сырье, продукты питания и энергоресурсы некоторые развивающиеся страны забили тревогу, протестуя против “скармливания” человеческой пищи машинам.
По данным ООН, мировые цены на продовольствие за 2007 год выросли на 35%. Массовые протесты против голода и повышения цен на продовольствие охватили Индонезию, Таиланд, Гаити и т. д. Естественно, “этанольный бум” в западных странах в такой ситуации воспринимается как жестокая издевка Запада над отстающими в развитии странами. Министр финансов Индии назвал этанол “преступлением против человечества”.
ЕС обещал к 2010 году перевести 10% автопарка на биоэтанол. Сейчас в скандинавских странах уже около 80% автомобилистов используют только биотопливо, а компании Volvo, Saab, General Motors активно выводят на рынки Европы и Америки все новые модели, эффективно поглощающие и биотопливо, и бензин. Компании стимулируют водителей заливать этанол (E85) в свои автомобили, обещая улучшенные характеристики двигателя при потреблении “правильного” топлива. Различные государственные субсидии и льготы обещаны тем автопроизводителям, которые дальше всех продвинутся в популяризации экологически чистого продукта.
“Этанольная горячка” немедленно была подхвачена фермерами и частными предпринимателями. Даже в России находчивые бизнесмены прикупили землю, рассчитывая на экспорт рапса, кукурузы и других культур, являющихся основным сырьем для выработки топлива нового поколения. Кукурузу традиционно используют в качестве сырья для переработки и в таких продуктах, как кукурузный крахмал и кукурузный сироп. В 2007 году четверть урожая кукурузы в США ушла на этанол, а это около 20 процентов урожая. Фермерам платят за сырье для производства топлива в два раза больше, чем раньше – за сырье для производства пищевых продуктов и корма для скота.
Репутация этанола как топлива была подпорчена еще и после проведенных некоторыми учеными анализа воздействия этанольного выхлопа на атмосферу. Выяснилось, что биовыхлоп не только может усугубить парниковый эффект, но и по уровню вредных примесей приближается к обычному бензину. Защитники нового горючего приводят иные доводы, считая, что ученые играют на стороне бензинового лобби.
Как заявлял в своем докладе Петр Кирюшин, эксперт Российской биотопливной ассоциации, биотопливо не вредит продовольственному рынку, так как свободных территорий для сельскохозяйственного использования в мире насчитывается более 42 млн кв. км, в то время как сейчас используется всего 15 млн кв. км и из них 0,11 млн кв. км засеяно сырьем для производства биотоплива. Тем не менее, похоже, сейчас тенденция такова, что уже освоенные сельскохозяйственные земли подчас отдаются под выращивание рапса и кукурузы для съедения автомобилями, а не людьми.