Последняя попытка избежать полного краха
Еще в декабре прошлого года премьер-министр России Владимир Путин заявил, что в 2009 году россияне смогут на льготных условиях получить кредит на покупку автомобиля. Однако программа поддержки отечественного автопрома, заработала только в апреле. В список же машин, которые можно было приобрести на выгодных условиях попали легковушки собираемые на территории России, причем как отечественных, так и иностранных брендов. Главным условием для включения автомобиля в вышеназванный список, была его цена, которая не должна превышать 350 тыс. руб. В итоге, под льготное кредитование попал весь модельный ряд АвтоВАЗа и очень ограниченное самых бюджетных иномарок собираемых в РФ. На днях стало известно, что в программу стимулирования продаж было решено включить автомобили стоимостью до 600 тыс. руб.
Изначально предполагалась, что государство должно было оплатить часть процентов по кредиту на покупку автомобиля в размере 2/3 ставки рефинансирования Центробанка. Как считают участники рынка, первоначальная программа льготного кредитования обладала двумя недостатками. Во-первых, большинство машин, которые пользуются в России большим спросом, не попали под льготное кредитование из-за своей более высокой стоимости, а во-вторых, только одной введенной на год программы стимулирования автопроизводитей в России, было явно недостаточно для поддержки производства на местном рынке.
В первоначальный список льготного кредитования утвержденный российским правительством попали кроме всех моделей АвтоВАЗа: Chevrolet NIVA, Fiat Albea, самый бюджетный вариант Ford Focus, Kia Spectra, Renault Logan, UAZ Hunter, простейшая комплектация Skoda Fabia и седан Volkswagen Jetta, который все же покинул позже льготный список из-за превышения ценового лимита. Новый проект правительства, увеличит стоимость машин попадающих под льготное кредитования до 600 тыс. руб. Как считают в аналитическом агентстве "Автостат" в новом списке могут появиться: Volga Siber, UAZ Patriot, все-тот же Fiat Albea в более интересных комплектациях, равно как и Skoda Fabia, еще ряд иномарок выпускаемых в России и популярные варианты лидера российского продаж Ford Focus.
По мнению ряда экспертов, первоначальный вариант списка льготного кредитования так и не сумел оказать реальную поддержку автопроизводителям в России. "Потребители этих автомобилей не готовы (и материально, и психологически) приобретать машины в кредит, - говорит генеральный директор АвтоСпецЦентра на Таганке (официальный дилер Skoda) Виталий Грошенков. - Таким образом, программа изначально была ориентирована не на ту потребительскую аудиторию. К примеру, в наш дилерский центр было много звонков относительно льготного кредитования, но запросы этих клиентов выходили далеко за пределы ценового ограничения в 350 тыс. руб." Как считает ведущий аналитик департамента консалтинга РИА "РосБизнесКонсалтинг" Анна Синявская, еще рано делать выводы, несмотря на существенные недостатки. "Программа заработала с апреля, однако первые результаты показывают, что банки тормозят выдачу автокредитов, - отмечает ведущий аналитик департамента консалтинга РИА "РосБизнесКонсалтинг" Анна Синявская. - По данным Минпромторга, было подано 14 700 заявок, при этом удовлетворено лишь 5 498".
Что же касается Skoda Fabia, то, как отмечает Виталий Грошенков, в минимальной комплектации этот автомобиль стоит 364 тыс. и не подпадает под программу. "Цена в 349 тыс. действовала на Fabia в 2008 году, - поясняет руководитель официального дилерского центра Skoda. - Но и в этом случае это автомобиль, который не устроит ни физическое лицо, ни корпоративного клиента. При "доборе" необходимых опций (в базе машина не оснащена даже ABS, не говоря уже о каких-то вещах, необходимых для комфорта) она становится не интересна потребителю".
По мнению аналитиков, новый вариант программы, включающий стоимость автомобилей до 600 тыс. руб. поможет оказать более существенную поддержку нежели в первоначальной редакции. "Думаю, это подстегнет развитие государственной кредитной программы, поскольку теперь туда входят ряд популярных моделей иностранных брендов, которые наладили производство в России, - рассуждает Анна Синявская. - Также, расширятся модельные ряды Focus и Renault - под действие программы подпадают почти все комплектации. Кроме того, под льготное кредитование теперь подпадает ряд легких коммерческих автомобилей, а это значит, что аудитория потребителей будет расширена". С этим мнением соглашаются участники рынка. "Будет существенный прогресс, - полагает г-н Грошенков. - Программа закроет как раз ту нишу автомобилей, потенциальные покупатели которых располагают средствами для внесения первоначального взноса и готовы оформить кредит. Она поддержит тот средний сегмент, который больше всего пострадал от финансового кризиса в целом и сворачивания выгодных программ автокредитования ".
Несмотря на новую, более привлекательную программу стимулирования автопрома в РФ, вряд ли стоит ожидать скачка продаж на российском рынке. Реализация автомобилей в кредит, в настоящий момент, составляет около 10%. Поэтому ожидается небольшое оживление именно в сегменте кредитных продаж, но на рынке в целом, существенного подъема не будет.
Текст: Никита Афанасьев.