Кредитные машины не завелись

29.06 13:49

Кредитные машины не завелись

С начала апреля российские банки выдали чуть меньше 15 тысяч льготных автокредитов и приняли к рассмотрению около 28 тысяч заявок от граждан. Такие данные получили в Минпромторге на конец июня от ВТБ-24, Сбербанка и Россельхозбанка, через которые реализуется государственная программа по стимулированию спроса. В ведомстве говорят о том, что уже в скором времени программа будет оптимизирована. «Даже из тех цифр, которые у нас есть в настоящий момент, видно, что от месяца к месяцу число желающих приобрести автомобиль с помощью госпрограммы становится больше», – рассказали «Газете.Ru» в министерстве. Эксперты отмечают: если нынешняя динамика сохранится, то до конца года банки выдадут лишь треть от заявленных ранее кредитов – не более 50–60 тысяч.

В настоящий момент в рамках программы можно приобрести автомобиль, произведенный или собранный в России, не дороже 350 тыс. руб. Государство компенсирует банку 2/3 процентной ставки (около 8%). То есть для потребителя ставка снизится с 20% примерно до 12%.В начале года правительство выделило на это из бюджета около 2 млрд руб. По оценкам директора Департамента автомобильной промышленности и сельскохозяйственного машиностроения Минпромторга Алексея Рахманова, на эти средства может быть выдано порядка 150 тыс. кредитов.

Эксперты отмечают: в нынешнем виде программа не решает основной задачи, ради которой она была инициирована. «Помочь производителям в нынешнем виде программа не сможет. Пока она малоэффективна», – говорит директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков.

Предварительно, уровень продаж на отечественном рынке с апреля по июнь составит около 360 тыс. машин. То есть 15 тыс. – это лишь 4% от всех проданных в стране автомобилей, или каждый 25-й автомобиль. «Большинство автопроизводителей запустили собственные программы, предоставляющие кредиты на выгодных условиях. В этих случаях речь идет о замаскированных скидках. Несмотря на то что объявляется, что покупатель берет автомобиль под ноль процентов годовых. Такую программу, к примеру, запустил «АвтоВАЗ». На самом деле банк получает свои деньги, но разницу покупателю компенсируют, предоставляя скидку на машину, производители. Она примерно соответствует той переплате, которую просит за кредит банк», – отмечает эксперт. Похожие программы есть также у Ford, Peugeot-Citroen, Mercedes-Benz, Nissan. Условия приобретения машин в данном случае выгоднее, но первоначальный взнос выше. Не 30%, как у государства, а 50%.

В Минпромторге признают: подавляющее число кредитов, около 85%, выдается на покупку «Жигулей». Иномарки, которые укладываются в нынешний ценовой порог, поставляются в «урезанных комплектациях» и не востребованы на рынке. В список моделей, которые могут быть куплены в рамках госпрограммы, помимо продукции «АвтоВАЗа» входят Chevrolet Niva, внедорожник UAZ Hunter, Ford Focus, Renault Logan, Fiat Albea, Skoda Fabia и KIA Spectra. «Для того чтобы программа была эффективна, необходимо увеличить количество банков, которые выдают кредиты. А главное, как можно быстрее увеличивать число моделей, которые участвуют в программе. Даже если, как заявлялось ранее, ценовой порог будет увеличен до 600 тысяч, это позволит привлечь к этой программе в 2–3 раза больше людей.

Необходимо, чтобы программой смогли пользоваться те, кто хочет приобрести иномарку. Низкий показатель по программе госкредитования говорит в том числе и о том, что автомобилисты не хотят покупать машины отечественных марок. Они привыкли ездить на более качественных автомобилях. Для того чтобы госкредиты стали популярнее, их необходимо распространить на полноценные модели иностранных производителей. Сейчас достигнуто главное – есть действующий механизм», – заметил Целиков.

По словам сотрудника отдела коммуникативных технологий Минпромторга, в настоящий момент соответствующие поправки уже находятся на этапе согласования. По мнению Целикова, от того, как быстро заработают новые условия госкредитования, будет во многом зависеть успех программы в целом. «Сейчас размер субсидий около 40 тысяч. Если кредиты с июля станут выдавать на машины дороже, то 2 млрд руб., выделенных до конца года, как раз будет достаточно. Важно, чтобы изменения начали действовать уже сейчас, а не с ноября, к примеру. Тогда переломить негативную тенденцию на рынке будет уже невозможно», – замечает эксперт.

Текст: Елена Ходякова.

 

Газета.ru