Репрессии против водителей обеспечат порядок

04.08 10:05

Репрессии против водителей обеспечат порядок

На минувшей неделе в Госдуме пообещали ужесточить наказания за нарушение Правил дорожного движения – вплоть до пожизненного лишения прав. Однако уже сейчас большинство лишенных прав – это не пьяницы и лихачи, создающие аварийные ситуации, а обычные водители, чьи действия на дороге никому не угрожали. Если наказания ужесточат, пострадают именно они, заехавшие одним колесом за сплошную линию или не заметившие недавно поставленные знаки о запрете въезда или обгона.

На следующей неделе жителя подмосковного Железногорска Сергея Михеева суд будет лишать прав. Месяц назад в половине шестого утра на пустой дороге по своей полосе Михеев обгонял грузовик. Внезапно грузовик сдал влево, объезжая яму. Михеев тоже дернулся влево и на секунду выехал левыми колесами за встречную полосу. «За такое незначительное нарушение лишать прав!» – возмущается «НИ» водитель.

В схожей ситуации права отобрали у Александра М. из подмосковной Лобни. Он избегал столкновения с резко тронувшимся от остановки автобусом. «Как действовал водитель автобуса, никого не волнует. Такие нюансы в расчет не берутся», – говорит Александр. Москвичка Ирина Ш. выехала левыми колесами на «встречку», когда ее выместила из ряда соседняя машина на повороте с проспекта Мира на улицу Галушкина. «Я объясняла, что выехала за разделительную полосу, только чтобы избежать аварии. Инспектор мне ответил, что лучше бы произошла авария», – жалуется «НИ» Ирина.

Два года назад Госдума радикально ужесточила наказания за нарушения Правил дорожного движения. По одним статьям в пять – десять раз выросли штрафы, из других штраф вовсе убрали, сделав лишение прав безальтернативным. Но от борьбы с лихачами пострадали и законопослушные водители, которые ничего нарушать не собирались. Сейчас в России ежемесячно лишают прав примерно 100 тыс. человек. «Две трети из них наказаны за нарушения, которые никому на дороге не угрожали», – говорит «НИ» вице-президент Движения автомобилистов России адвокат Леонид Ольшанский.

По словам Ольшанского, значительность проступка принимается в расчет только в Уголовном кодексе. Например, если произошло убийство, суд будет исследовать, при каких обстоятельствах оно было совершено, и это определит тяжесть наказания. В Кодексе же об административных правонарушениях ничего подобного не учитывается, и большинство наказанных – это вовсе не злостные нарушители, а «добропорядочные неумехи». Адвокат Марина Силкина также рассказывает «НИ», что если водитель задавил пешехода, то примут во внимание, тормозил ли, какая была видимость. Пересечение же сплошной линии даже одним колесом – это уже «выезд на встречную».

Деления на значительные и незначительные нарушения не существует, подтверждает «НИ» старший инспектор отдела пропаганды столичного ГИБДД Игорь Колосков: «По каждой статье предусмотрена соответствующая санкция». Замначальника ГИБДД России Владимир Кузин не столь категоричен: согласно постановлению Пленума Верховного суда РФ малозначительными (где допустимо ограничиться устным предупреждением) не могут быть только нарушения статей 12.8 и 12.26 КоАП (езда в пьяном виде и отказ от освидетельствования на состояние опьянения). «Во всех остальных случаях малозначительность определяет сам правоприменитель, исходя из тех обстоятельств, которые он видел», – говорит «НИ» Владимир Кузин.

Но на практике правоприменители никаких смягчающих обстоятельств не учитывают. Петербуржец Юрий С. совершил поворот по своему обычному маршруту, когда увидел внезапно появившийся на этой дороге «кирпич». При этом никаких знаков о запрете поворота на перекрестке не было. Юрий тут же остановился и развернулся, но от лишения прав его это не спасло. На замечание, что раньше этого знака не было, инспектор ответил, что «раньше и СССР был». Как позже выяснилось, знак поставили на месяц в связи с прокладкой кабеля.

В ГИБДД признают, что схемы движения в городах меняются постоянно, но всю ответственность перекладывают на водителей: «Если вчера знака не было, а сегодня он есть, от лишения прав это не освобождает». «Гаишники иногда сами устраивают ловушки для водителей – ставят знак криво или где-то в кустах, чтобы его было трудно заметить», – говорит адвокат Силкина. Так произошло на столичной Вагоноремонтной улице. С сентября прошлого года по апрель нынешнего ее сделали односторонней, причем единственный оповещающий об этом знак был установлен параллельно дороге. За восемь месяцев прав там лишились более двух тысяч водителей. «Если водитель не заметил знак, это с него никакой ответственности не снимает. Он обязан реагировать на запрещающие знаки в любой ситуации и при любых условиях», – сообщил «НИ» специализирующийся на «дорожных» делах адвокат Алексей Тихомиров.

Помимо «кирпича» оставить без прав может знак «Обгон запрещен», который превращает дорогу с прерывистой линией в дорогу со сплошной. Если водитель не заметил знак и совершил обгон, ориентируясь на разметку, формально будут правы и инспектор, и судья. Как и в случае, когда стоят знаки «Ремонт дороги» и ограничение скорости в 30 километров в час, но никакого ремонта в пределах прямой видимости нет – ни рабочих, ни техники. И если ехать с разрешенной вне населенных пунктов скоростью 90 километров в час, это окажется превышением на те самые 60 километров в час, за которое отбирают права.

«Все правила против нас»

В Госдуме считают действующие в отношении водителей санкции недостаточными. На минувшей неделе первый зампред думского Комитета по конституционному законодательству Александр Москалец предложил пожизненно лишать прав за повторные нарушения, такие как выезд на встречную, проезд на красный свет и вождение в нетрезвом виде. Спикер Госдумы Борис Грызлов считает необходимым десятикратно (со 100 рублей до 1 тыс.) увеличить штраф за невключенный сигнал поворота. Так парламентарии отреагировали на недавние аварии с многочисленными жертвами на юге России.

«Их любимая метафора, что на дорогах России гибнут больше, чем во время войны в Афганистане. Статистику нагнетают, чтобы продавить очередное повышение штрафов и очередные санкции для водителей», – комментирует позицию сторонников ужесточения наказаний адвокат Ольшанский. «Все правила против водителей, и переборов очень много. Это не улучшает безопасность движения, а вносит только нервозность и обиду», – говорит лишенный прав за предотвращение аварии с автобусом Александр М.

Порой водители могут и не подозревать, что они что-то нарушают. Журналистку Дарью Л. остановили при повороте с Гоголевского бульвара на Остоженку к храму Христа Спасителя. «В тот вечер там стояло пять машин ДПС. Водителей забирали пачками. Когда мне сказали «выходите, выезд на встречку», у меня аж глаза на лоб полезли», – вспоминает Дарья. Оказалось, что трехполосная Остоженка при повороте с Гоголевского на длину «кармана» переходит в двухполосную, и повернувший из крайнего левого ряда (что не запрещено знаками и разметкой) водитель автоматически оказывается на встречной полосе.

У Николая Г. из Бийска (Алтайский край) была слева сплошная линия, а впереди – трактор, который ехал со скоростью 20 километров в час. На одном из перекрестков трактор включил сигнал поворота и стал съезжать вправо. Николай обрадовался и объехал его, однако трактор внезапно продолжил путь прямо, а Николая остановил патруль ДПС за обгон с выездом на встречную. Ничего доказать в суде Николай не смог. «Конечно, водитель трактора виноват в том, что не съехал на обочину и не пропустил машину, которой он мешал. Это обязанность, прописанная в правилах. Но ссылка на чужое нарушение не спасет, если обгонял тихоходный транспорт по встречке», – комментируют «НИ» этот случай в ГИБДД.

Что там написано пером?

Весной минувшего года замначальника ГИБДД Владимир Кузин опубликовал в правительственной «Российской газете» разъяснения, за что нужно отбирать права и какие нарушения под это не подпадают. Не подпадает, к примеру, выезд налево из переулка на дорогу с двусторонним движением и сплошной линией посередине. Это классифицируется как «несоблюдение требований, предписанных разметкой» и карается штрафом в 100 рублей. За объезд стоящей машины слева через сплошную линию, если этот автомобиль нельзя объехать справа, штраф вообще не должен взиматься.

Кроме того, на официальном сайте ГИБДД опубликован комментарий того же Кузина, что если водитель проехал на «кирпич», но через несколько метров осознал, что едет по встречной, включил аварийную сигнализацию и сдал назад, то здесь достаточно предупреждения или сторублевого штрафа, но никак не требуется лишение прав.

Москвич Вячеслав Н. в апреле нынешнего года повернул из переулка налево на разделенное «сплошной» Рублево-Успенское шоссе. Вердикт инспектора был однозначен: лишение прав. Вячеслав сослался на разъяснение Кузина и даже показал вырезку, но получил в ответ: «Газет начитался». Не стали принимать газетные разъяснения и в суде. По словам судьи, статуса закона они не имеют, а если и служат для кого-то указанием к действию, то только для сотрудников ГИБДД.

Вячеславу нужно писать жалобу в Управление ГИБДД, говорит «НИ» председатель общественной организации «Комитет по защите прав автомобилистов» Александр Холодков. По его словам, инспектору, который не соблюдает наставления своего начальника, положен выговор. Но вернуть права все равно не удастся. Вячеслав сможет только защитить других водителей от такого же произвола.

Спасет только видеозапись

Шансы на победу в суде у водителя невелики. В минувшем году из 2,3 млн. переданных в суды дел по нарушениям Правил дорожного движения водители проиграли 1,8 млн. (78%). «По «административке» суды выносят решения в порядке штамповки», – поясняет адвокат Силкина. Если показания водителя и сотрудников ГИБДД расходятся, суд верит инспекторам, которые выступают как «свидетели», тогда как водитель считается заинтересованной стороной. «Доказать невиновность можно, только если у тебя есть видео, что автомобиль с данными номерами ничего не нарушал», – говорит Силкина. Если подобной записи нет, не помогут ни справки, ни свидетели, ни отсутствие доказательств вины водителя у инспекторов.

Сергей Лазарев в подмосковной Рузе через прерывистую линию обогнал начальника местного райотдела ГИБДД Николая Гилякова. Начальнику это не понравилось, он позвонил на пост, и там мужчину остановили как за обгон по встречной. Дальше было два месяца судебной тяжбы и наем адвоката, который ездил и фотографировал участок дороги, где якобы произошло нарушение. Дело Лазарев выиграл, сотрудников ГИБДД за фальсификацию доказательств никто не наказал.

Житель Петербурга Виктор Н., выехавший на полметра за сплошную, отсудил права во второй инстанции. Его спасло, что разметка была частично стершейся и не соответствовала ГОСТу. Также два суда для возвращения прав понадобилось Тамаре И. из столичного района Ховрино. Женщина объезжала припаркованный в неположенном месте грузовик и, по ее словам, на 20–30 сантиметров выехала за сплошную линию. Доказательствами против нее были протокол с неверным названием шоссе и фотография, на которой одна машина обгоняла другую, но нельзя было различить ни номер обгоняющей машины, ни даже ее марку. «Мировые судьи в большинстве случаев знакомы с Правилами дорожного движения только на уровне оглавления», – поясняет «НИ» президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин. Помимо незнания законов, по словам Травина, для мировых судей характерно стремление попасть в федеральные, и поэтому они стараются не конфликтовать с ГИБДД.

Адвокат Ольшанский утверждает, что сотрудники ГИБДД, в свою очередь, стремятся наказать как можно больше водителей, потому что, «чем больше инспектор составит протоколов и выпишет штрафов, тем лучше он работает». «Количество выписанных штрафов при оценке профессиональной деятельности сотрудника не учитывается ни в коей мере», – возражает Владимир Кузин. Отрицает существование плана по штрафам и лишениям прав также Игорь Колосков из столичного ГИБДД.

Текст: Александр Колесниченко, Анатолий Дмитриев, Этери Кобельницкая, Анастасия Александрова, Татьяна Носова, Ольга Минченкова, Ксения Богнова, Елена Гаевая.

 

Новые известия