Москвичи отказываются от бесплатного бензина

19.05 09:00

Очередная экологическая инициатива поступила на днях от московского правительства: всем покупателям малолитражек мэрия собирается дарить топливные карты на 26 000 рублей.

Соответствующее распоряжение мэр Москвы намерен подписать в мае 2008 года. Планируется, что с лета все покупатели малолитражек, объем двигателя которых не превышает 1,2 литра, а длина автомашины – 3,5 метра, будут получать разовую карту, по которой можно будет приобрести бензин на специальных автозаправках. Владельцам малолитражек обещают еще и льготы на парковку. Транспортные эксперты считают озвученную идею очередной “фантазией”.

Основным посылом служит желание сделать московские улицы хоть немного свободнее и свежее. Чиновники считают, что если рядовые граждане разом пересядут на небольшие автомобили, и пространства станет больше, и выбросов станет меньше, а значит, улучшится экология. Идея кажется вполне рациональной: ведь в Европе все перемещаются на малюсеньких автомобилях, а появление какого-нибудь Chevrolet Suburban или Toyota Land Cruiser на городской улице Парижа или Рима практически так же маловероятно, как появление слона. Так почему бы и россиянам не начать потихоньку пересаживаться на небольшие, экономные автомобили, считают в московской мэрии, и совершенно не без основания.

Автодилеры отмечают, что интерес в России к микролитражным автомобилям повышается по сравнению с предыдущими годами. Здесь мы идем вслед за Европой, где в свое время люди столкнулись с рядом проблем, связанных с плотным дорожным движением, а также с проблемой парковочных мест. И все же пока рыночная доля микролитражек с двигателем объемом от 0,7 до 1,2 куб. см чрезвычайно мала. Наиболее известные – это: Chevrolet Spark, Smart, Daewoo Matiz, FIAT Panda, Chery QQ, Kia Picanto, Hafei Brio, Peugeot 107, Ford Ka и серпуховская “Ока” с китайским двигателем.

В Европе и Японии продается огромное количество симпатичных автомобильчиков, которые автопроизводители не спешат привозить в Россию, анализируя российские привязанности. Так, например, Smart, который очень широко представлен на улицах Европы, в России появится еще не скоро. По мнению директора по продажам и маркетингу компании “Авилон” Анастасии Збарской, появление автомобилей Smart на российском рынке маловероятно, так как успешной эта модель здесь вряд ли будет. “Это объясняется сравнительно дорогой ценой, а также отсутствием налаженной сервисной сети для обслуживания этих автомобилей”, – говорит менеджер.

Большинство транспортных экспертов очень скептически восприняли призыв мэра Ю. М. Лужкова пересаживаться в микролитражки. Они считают, что даже при сегодняшнем росте цен на бензин топливная карта не станет достаточной мотивацией для смены автомобиля на более скромный по размеру и по мощности двигателя. Главным и самым устойчивым фактором на сегодняшний день остается фактор отсутствия статуса у маленьких авто: россияне просто не готовы отказаться от больших, внушительных автомобилей. “Эта психология потребителя тянется еще с давних времен, и машина рассматривается как социальный статус, – комментирует вице-президент Российской биотопливной ассоциации Алексей Аблаев. – На квартиру большинству россиян накопить не удается, нереализованные амбиции выплескиваются на покупку автомобиля. Когда люди покупают квартиру в ипотеку, они думают, на чем можно сэкономить, – и экономят на машине. А когда ты понимаешь, что ты даже в ипотеку квартиру никогда не купишь, траты на бензин перестают быть значимым фактором”.

Во-вторых, чиновники толком не продумали, для кого предназначено это предложение, считает президент автохолдинга “Фаворит Моторс” Владимир Попов. Ведь мало того, что доля малолитражных автомобилей на рынке чрезвычайно мала, – они отнюдь не дешевы. Для покупателя малолитражного автомобиля ценой от 20 тыс. долларов топливная карта в 1 тыс. долларов едва ли может служить мотивацией для покупки. В таком случае это выгодно только тем, кто уже имеет автомобиль и собирается покупать малолитражку как второй автомобиль в семью. Ну а если московское правительство имеет в виду отечественные автомобили, то это практически преступление, считает В. Попов.

“Я бы сначала решил проблему безопасности, – говорит В. Попов. – Потому что на “Оке” ездить просто страшно – там шансов выжить нет. В китайских “букашках” тоже. На мой взгляд, такие вещи нужно стимулировать не подарками, а налогами, – продолжает эксперт. – Автопроизводителям должно быть выгодно производить качественные и безопасные малолитражные автомобили. Если Юрий Михайлович каждому автопроизводителю, к примеру, дотирует эти $1200 на производство, толку будет больше”.

Даже рядовые автовладельцы, падкие на дотации, не поддержали благое начинание г-на Лужкова. “Это просто имиджевое заявление, которое под собой не имеет внятного обоснования, – считает лидер общественного движения "Свобода выбора" Вячеслав Лысаков. – Малолитражные автомобили элементарно небезопасны. Пусть чиновники сами пересядут на маленькие машины, а не на Audi A8 по спецзаказу, тогда никаких топливных карт не потребуется – все сразу последуют примеру отцов города. Ведь предполагается, что эти льготы будут делаться за счет городского бюджета – а почему эти деньги должны выделяться для людей, которые решили завести вторую, третью машину?”

Ведь демонстрирует московское правительство желание расправиться, наконец, с ненавистными пробками: и спецполосы для общественного транспорта запустить, и строительство перехватывающих парковок закончить, и въезд в центр ограничить, и на электромобили в ближайшей перспективе даже замахнулось, а дело все не идет. Ни один проект так и не заработал, а Москва как стояла в бесконечном пробочном угаре, так и стоит. “К сожалению, все это остается на уровне прожектов, потому что все разрозненно, не системно, поэтому это все можно считать популистскими мерами. Ведь одной Москвой дело не ограничивается: нужно комплексно обращать внимание на эту проблему на федеральном уровне, – говорит А. Аблаев. – А пока у нас улицы перекрываются чиновниками и все стоят в пробках и дышат газом”.

autonews.ru