Выпускник Уральского архитектурного Артем Неретин сейчас дизайнер на Peugeot.
Он работает в Центре автомобильного дизайна PSA Peugeot Citroen, открытом в 2004 году в районе Велизи под Парижем. На автосалоне в Париже демонстрировался концепт Peugeot HR1, который нарисовал Артем Неретин. Российский автомобильный дизайнер, создающий французские машины, сам и отчитывался перед автомобильной общественностью за свое детище.
– Расскажи, пожалуйста, о своей работе на автомобильную компанию Peugeot. Когда она началась?
– В 2005 году, середина 2005 года.
– Как далеко тебе удалось пройти по карьерной лестнице с тех пор?
Да в принципе никак. Я работаю дизайнером. Раньше начинал как младший дизайнер, потом мне присвоили позицию «инженер» – только это несколько абстрактное понятие, конечно, никаким инжинирингом я не занимаюсь. Моя задача быть художником – рисовать новые автомобили.
– А кто брал тебя на работу?
– Это был американец по фамилии Грин, который тогда работал на PSA. Это уже старичок, который создавал еще автомобили Talbot. Когда я пришел, он работал уже последний год, потом ушел на пенсию.
– А как тебя нашел этот старичок с Peugeot?
– Он выбрал меня по скетчам, размещенным на английском сайте. Известный сайт целиком посвящен автомобильному дизайну. И пригласил сразу работать.
Портфолио я наработал, учась в Уральском архитектурном (УГАХА – Уральская государственная архитектурно-художественная академия) и в Англии. В 2004 году я выиграл конкурс на годичное обучение в Англии на одно из трех бесплатных мест. Потом вернулся в Екатеринбург и доучивался на шестом курсе. Закончил институт и сразу поехал работать в PSA.
– И над чем работал в Peugeot?
– Очень много проектов. Мои личные возможности позволяют мне работать сразу над тремя проектами. В серию пошла модель 5008 – это мой эскиз, моя концепция, которая победила на внутреннем конкурсе. Принимал проект Жером Галликс, который являлся главным дизайнером марки Peugeot.
– Расскажи, пожалуйста, подробнее про проект HR1. Какое техническое задание было поставлено перед дизайнерами?
– Техническое задание было разработать четырехместный автомобиль SUV полноприводный, гибридный, который бы подошел и понравился молодому поколению, людям, которые живут в большом городе. Автомобиль должен быть компактным, но иметь возможность увеличивать багажник. Там так и сделано в салоне: сиденья представляют собой сэндвич, это когда задние сиденья накладываются на передние, образуя единое целое.
– Как ты добился права создать свой собственный концепт?
– Потому что был конкурс идей и скетчей, на котором мои рисунки победили. Проект был выбран к реализации, и я его потом доводил. У меня был 3D-модельщик, и мы вместе доводили все поверхности кузова и все детали.
– А интерьер?
– Интерьер делал другой человек. Это обычное разделение работ при создании автомобиля. Очень редко одному человеку удается сделать одновременно и экстерьер, и интерьер одного автомобиля. На это уходит очень много времени.
– А вообще у вас в студии есть специализация: кто-то занимается только интерьером, кто-то только экстерьером, ведь там совсем другие особенности проектирования и рисования?
– Специализация есть. Но я делаю все – мне очень интересно и я не люблю стоять на месте. К этому автомобилю HR1 я на начальной стадии рисовал и интерьер тоже. И этот интерьер тоже выиграл конкурс. Тоолько я понял, что достаточно тяжело будет делать одновременно работу и над экстерьером, и над интерьером. В результате интерьер делал другой человек, и за основу интерьера были взяты уже его идеи. Это был Фред Антеки, француз.
– Сколько претендентов-проектов было на конкурсе для экстерьера HR1?
– Четыре. В студии ведется сразу много проектов, и нельзя всех дизайнеров сразу кинуть на один проект.
– Насколько то, что ты выиграл конкурс, отразилось на твоей зарплате или на положении в компании, как вообще Peugeot отреагировала на это?
– Выиграть конкурс всегда приятно и без всяких премий. Есть, конечно, поощрения и бонусы, но выиграть конкурс не является чудом – это нормальная работа. Все наработки и победы кладутся в копилку человека, который накапливает определенный опыт, определенные знания, умение что-либо делать в своей области.
У меня все еще есть выбор – расти ли в плане карьерном или остаться чистым художником, в обоих вариантах есть свои плюсы и свои минусы. Минус в руководящей работе – вы практически прекращаете живой контакт с бумагой, с рисунком, на это не хватает времени, что, в принципе, для художника очень тяжело. В связи с подготовкой к автосалону я уже месяц не рисую, а реально очень хочется.
– А какие идеи ты заложил в дизайн?
– Данный концепт-кар объединяет все то, что было развито на предыдущих концептах Peugeot, но и делает шаг вперед. Это не только мое, это наше видение автомобилей данного класса. Причем этот сегмент – он еще не существует. Это класс, который мы придумали, – городской гибридный SUV, да еще и премиум.
Наш концепт – это атлетика, динамичные пропорции, автомобиль несется вперед, даже находясь в статике, и переплетения ДНК Peugeot...
– Что такое ДНК Peugeot?
– На философском уровне это Стремление, Динамизм и последний очень точный лозунг компании «Motion and Emotion», то есть движение и эмоции. Все это реализовано на концептах BB1 и SR1, на концептуальном велосипеде, который стоит здесь на стенде Peugeot. Одна из самых заметных визуальных деталей – скальпообразная поверхность на боковине – этот штрих становится подписью Peugeot.
Есть детали, которые перекликаются с автомобилями компании из прошлого. Например, задняя стойка: она немножко наклонена – это из 905-го. Или, например, передняя стойка крыши -–она напоминает концепт RS 2002 года.
– Новый главный дизайнер марки Жиль Видаль вмешивается в твою работу, вносит изменения в твои проекты?
– Это очень корректно и деликатно, у него есть более широкое видение развития всей марки в целом, а не только отдельного концепта. Конечно, он подсказывает и направляет, но кардинальной «ломки» и замены проектов не происходит.
– Ты пять лет отработал на одну компанию. У тебя сложилось хорошее портфолио и ты сейчас являешься автором концепт-кара. Ты не задумываешься сменить компанию? Что тебе интереснее: остаться или уйти?
– Я даже не думал об этом. На данный момент меня устраивает, что я делаю и что мне дают возможность заниматься любимым делом. А там посмотрим, время покажет.
– Но корпоративный стиль компании ставит тебя в определенные рамки, например ты не можешь рисовать большие роскошные седаны, такие как Mercedes например, потому что это не входит в сферу интересов Peugeot...
– У компании есть определенный код, определенная ДНК, от которой нельзя отходить. Дизайнер в данном случае является генератором идей, почерпнув все, что есть у марки, нужно сгенерировать новые идеи, которые также укладываются в родовую ДНК. Кроме того, дизайнер волен делать и собственные проекты, это нужно для собственного развития и для того чтобы в этих проектах рождались новые идеи, которые можно потом применить в основной работе.
– Будущее. Кем ты будешь? На какой позиции будешь работать?
– У меня нет стремления занять какую-то позицию, я бы хотел делать самые разные вещи – как дизайнеру мне интересно заниматься всем. Я бы, например, хотел когда-нибудь сделать яхту. Мне нравится сам процесс создания чего-то нового, мне интересен дизайн. Сейчас у меня есть задача сделать конкретный автомобиль, и я его делаю.
Источник: http://www.autonews.ru