Подержанные авто будут продавать со скидкой

27.05 09:46

На прошлой неделе Комитет Госдумы по бюджету и налогам поставил вопрос о рассмотрении законопроекта, исключающего вторичное взимание НДС (

На прошлой неделе Комитет Госдумы по бюджету и налогам поставил вопрос о рассмотрении законопроекта, исключающего вторичное взимание НДС (налог на добавочную стоимость, 18%) при продаже подержанных автомобилей. Законопроект предусматривает внесение изменений в ст. 154 части второй Налогового кодекса РФ, которые устанавливают, что организации, перепродающие автомобили, будут уплачивать НДС только с разницы между покупной и продажной стоимостью автомобиля, если с момента его выпуска прошло не менее трех лет. Согласно действующим нормам Налогового кодекса, НДС взимается с дилера дважды: когда он продает новый автомобиль и когда он покупает (а затем продает) подержанный автомобиль у клиента по системе трейд-ин.

Налоговая инспекция не случайно добралась до автодилеров: машин сегодня продается столько, что ежедневно в государственный бюджет могли бы поступать миллионы. А дилеры этому категорически сопротивляются. Первичный НДС включен в стоимость нового автомобиля, но взимание НДС с подержанного автомобиля уже делает торговлю через систему трейд-ин нерентабельным занятием: ведь наценка почти в 20% равнозначна покупке нового автомобиля классом ниже. Поэтому сегодня даже многие официальные дилеры, работающие под вывеской трейд-ин, для того чтобы избежать уплаты налогов, используют “теневые” схемы и договариваются с покупателем на правах физических лиц, между которыми, по закону, объект НДС не возникает.

Самая распространенная схема – под видом модного трейд-ин содержать комиссионный магазин. Принимая машину на реализацию по системе трейд-ин, дилер не оформляет автомобиль на себя как на юридическое лицо. То есть по сути осуществляет прямую продажу через “комиссионку” со скрытой, чаще всего заниженной, ценой сделки.

Помимо комиссионной торговли, распространена схема продажи автомобиля по доверенности. Менеджер автосалона предлагает продавцу оформить лично на себя доверенность либо поручительство, и формально он лично будет продавать эту машину и искать покупателя. Автосалон (то есть юрлицо) здесь не фигурирует, а значит, и вопрос налогов тоже.

Для потребителя по большому счету все равно, как будет оформлена сделка, лишь бы автомобиль дали хороший, надежный, важно, чтобы не подвели. Поэтому многие соглашаются на предложения автосалонов, рассчитывая на соответствующее отношение. Дилеру удобно: торговля идет. А вот импортеры уверены, что российские продавцы таким образом тормозят развитие цивилизованного рынка трейд-ин. Поскольку официальные дилеры не проводят на бумаге “комиссионные” сделки, вторичный российский рынок сегодня оказывается фактически неподотчетен. Это затрудняет развитие автопроизводителей в России, портит имидж компании и показатели продаж, не дает строить верные прогнозы. Именно поэтому сегодня все автомобильные импортеры лоббируют принятие поправки в Думе, рассчитывая, что перенос НДС на разницу между покупной и продажной стоимостью автомобиля заставит официальных дилеров еще более “обелиться” и отказаться от теневых схем, которые они используют.

Крупные ретейлеры спокойно отнеслись к новому законопроекту, однако отметили, что серьезного влияния на рынок его возможное принятие не окажет. “На объемах рынка эти изменения кардинально не отразятся, но позволят вывести большую часть сделок на налогообложение, которое не мешает проводить эти сделки, – комментирует руководитель отдела автомобилей с пробегом группы компаний “Независимость” Игорь Мацкевич. – Большинство игроков на автомобильном рынке уже давно используют прозрачные механизмы реализации товара. Эта поправка делает возможным сделать бизнес подержанных автомобилей менее рискованным. Таким образом, общая статистика, которая учитывает официальные продажи, определенно улучшится”.

Уменьшение налогового бремени для дилеров не сделает автомобили дешевле, считает руководитель департамента по продаже подержанных автомобилей Major Давид Павлов. “От того, что дилеры начнут оформлять автомобили в свою собственность, потребитель вряд ли выиграет, – комментирует эксперт. – Это всего лишь схема оформления сделки. По статистике, больше автомобилей теперь будет продаваться юрлицами. Оценка же и цена реализации автомобилей останутся прежними”.

Пока законопроект лишь рекомендован к рассмотрению. Некоторые эксперты расценивают принятие закона применительно к одной лишь отрасли автомобильной торговли как прецедент. Однако, учитывая высочайшее внимание правительства к автомобильной индустрии в последние годы и уже возникавшие случаи исключения из правил (например, лишение льгот “Автотора”), шансы принятия такого законопроекта достаточно высоки.

Елена Костякова / autonews.ru