В начале недели снова возникла тема о запрете праворульных автомобилей.
Сенатор и бывший глава ГИБДД Владимир Федоров заявил в одном из интервью, что концепция запрета на регистрацию автомобилей с правым рулем готова и в ближайшее время будет принят соответствующий федеральный закон. А для начала на автомобили с правым рулем введут высокие таможенные пошлины. Подробности законопроекта сенатор озвучивать не стал, но его заявление успело наделать шумихи в прессе. На Дальнем Востоке не нервничают: местные автопродавцы уверены, что до запрета дело не дойдет...
По оценке "Агентства японских автомобилей" (г. Иркутск), доля "праворулек" на Дальнем Востоке сегодня составляет 90 - 95 %, в Сибири 60 - 80 % (в зависимости от региона), на общероссийском рынке - не менее 40%. В компании "ВладСтарт" (г. Владивосток) считают, что во Владивостоке с этим бизнесом связано до 60% населения. Просто так взять и отменить образ жизни в виде торговли подержанными азиатскими автомобилями правительство не посмеет, поэтому дальше угроз дело пока не идет. И все же, Autonews.ru связался с дальневосточными автодилерами, чтобы узнать, на что они собираются жить в случае введения запрета.
Автопродавцы дальневосточного региона сопротивляться правительственным инициативам привыкли настолько, что уже почти спокойно воспринимают желание очередного правительственного лобби прикрыть торговлю праворульными автомобилями. "На мой взгляд, регистрацию и эксплуатацию не запретят вовсе, - комментирует руководитель компании "ВладСтарт". - Такой вопрос ставится каждую весну на протяжении уже нескольких лет. Мне кажется, что подобные заявления появляются время от времени с целью снизить популярность японских подержанных автомобилей. Каждый раз, как в СМИ начинают поднимать шум вокруг этой проблемы, спрос на такие автомобили существенно снижается, но проходит немного времени, страсти затихают и все возвращается на свои места".
Тем не менее, шансы того, что запрет все-таки однажды будет введен и законопроект принят, достаточно высоки. Возможно, это будет сделано чуть позже, для того чтобы поддержать бизнес новых российских автозаводов по сборке иномарок и производству отечественных автомобилей. В случае, если импорт "праворулек" станет противозаконным действием, продавцам придется приспосабливаться. Пока идет торговля, они просчитывают возможные сценарии развития событий.
"Если рассматривать общий автомобильный рынок, то, наверное, ничего страшного не случится, - прикидывают в "ВладСтарте". - Освободившуюся нишу займут дешевые и не качественные отечественные автомобили или машины китайского производства. А вот дальневосточный автомобильный рынок на какое-то время прекратит существовать, как и большая часть экономической инфраструктуры. Чем все закончится, страшно даже представить. Скорее всего, закон не будет исполняться".
Похожего сценария развития событий придерживаются и в компании "Корея Рос Импорт" (г. Владивосток). Даже если дальневосточные дилеры останутся законопослушными, они не откажутся от ввоза автомобилей из-за границы, чем еще попортят статистику официальным, "белым" автосалонам. "Как вариант, люди будут покупать подержанные автомобили с левым рулем из Южной Кореи, США" - говорят эксперты из "Корея Рос Импорт". "Жители Дальнего Востока будут покупать автомобили тем же способом, что и сейчас – соглашаются в "ВладСтарте". - Только это будут машины с левым рулем, и импортировать их будут из Америки, Кореи, Тайваня, Филиппин и т.д".
Переоборудование праворуких "японок" - еще один, вполне безболезненный вариант сохранения автобизнеса в дальневосточном регионе. К счастью, дилеры обещают, что на цене автомобиля установка "левого" руля не скажется – иначе для потребителя экономить на подержанном японском автомобиле смысла нет.
"Существенного роста стоимости "японок" не произойдет, так как 2 - 3 тыс. долларов, которые требуются на переоборудование на левый руль будут компенсироваться снижением цен на аукционах, - говорит директор "Агентства японских автомобилей" Павел Арбузов - Это становится понятным, если проанализировать стоимости на аукционах "проходных" (не старше 7 лет) и "непроходных" автомобилей. Стоимость автомобиля, как только возраст его переваливает за 7 лет снижается иногда в 10 раз. То есть даже небольшое снижение спроса на аукционные автомобили, вследствие удорожания за счет переоборудования, приведет к ощутимому снижению цены на аукционе".
Елена Костякова / autonews.ru